HOLD – Полет в зоне ожидания.
Схемы полета в зоне ожидания – такие же разработанные и продуманные, как и SID / STAR, и стало быть, они есть в базе данных компьютера.
Доступ к схемам полета в зоне ожидания достигается через горизонтальную поправку точки, к которой привязана существующая схема.
Кроме того, можно самому создать схему в любой точке маршрута, кроме псевдоточек, пунктов отправления и прибытия.
1. Схема есть в базе данных
Давайте посмотрим, как выглядит существующая схема ожидания.
Если схема есть в базе данных, то в заголовке будет указано DATABASE HOLD.
L1 – курс подхода к точке АВС.
L2 – в какую сторону будем вращаться: R – в правую, L – в левую.
L3 – время прохода одной стороны схемы и расстояние стороны.
По умолчанию время прохода одной стороны – 1 минута, если высота полета ниже 14000 футов. И полторы минуты, если высота полета выше 14000.
Расстояние прохода рассчитывается, исходя из текущей скорости воздушного судна.
Однако есть схемы, в которых регламентировано расстояние. В этом случае компьютер подсчитает время, исходя из скорости.
Данные можно менять самостоятельно.
Строка 5 – LAST EXIT. Эта строка связана с ячейкой L5 страницы FUEL PRED (она же INIT B). Здесь, в этой строке, будет показано время (UTC), когда нужно будет покинуть зону ожидания, чтобы уложиться в количество топлива, которое указано в ячейке L5 FINAL на странице FUEL PRED.
В ячейке FUEL показано количество топлива на борту, которое останется после того, как самолет покинет схему ожидания во время, указанное в ячейке UTC.
2. Схемы в базе нет
Если мы открыли страницу горизонтальной поправки на точке, к которой не привязаны схемы полета в зоне ожидания, то она будет выглядеть так:
В заголовке слово COMPUTED говорит нам о том, что компьютер рассчитал схему для данной точки. Компьютер по умолчанию проставляет курс подхода к точке согласно маршрута, поворот направо (R) и время прохода одной стороны – одну минуту (если высота полета ниже 14000 футов). И полторы минуты, если высота полета выше 14000.
Строка LAST EXIT аналогична схеме выше.
Есть три типа схем: HF (HOLD TO FIX), HA (HOLD TO ALTITUDE),
HM (HOLD WITH A MANUAL TERMINATION).
3. Hold to Fix
Схему HF экипаж не создает – она заложена в базе данных. Самолет в схеме HF долетает до определенной точки (FIX), делает один круг, сам выходит из него и продолжает движение. Этот круг – часть схемы подхода или ухода.
4. Hold to Altitude
Тоже – схема прописана в базе. Суть такой схемы – крутиться, снижаясь или поднимаясь, до тех пор, пока самолет не займет определенную высоту. После чего сам выходит из схемы и продолжает движение.
5. Hold with a Manual Termination
HM – cамая часто встречающаяся схема.
Она может быть и в базе, и может быть создана экипажем: от текущей позиции или от заданной точки.
От остальных отличается тем, что из этой схемы пилот выходит вручную.
6. Выход из схемы ожидания
Чтобы вручную выйти из схемы ожидания, нужно в полетном плане выбрать клавишу той ячейки, где стоит EXIT* – выход. После чего в этой ячейке вместо EXIT появится команда HOLD* – продолжить движение в зоне ожидания. И если вы ее нажмете, то, естественно, самолет «передумает» выходить из схемы и продолжит ожидание.
Если вы нажали EXIT, а самолет находится в точке (1), то он пойдет к точке привязки схемы (3), выйдет из схемы и полетит дальше по маршруту. А из положения (2), чтобы покинуть схему, самолет пойдет к точке (3) кратчайшим путем.