В кабине есть прибор, похожий на калькулятор с большим экраном. Это и есть CDU – Control Display Unit – монитор и главный пульт управления бортовым компьютером.
На панели CDU есть кнопки: с буквами, цифрами и сокращениями. Например: FIX, DEP/ARR, RTE и так далее. То, что скрывается за кнопками с сокращениями, будем называть РАЗДЕЛАМИ. В разделах может быть несколько СТРАНИЦ. Они листаются кнопками NEXT PAGE и PREV PAGE.
Внизу экрана FMC есть строка, где появляются буквы и цифры, которые мы набираем на клавиатуре и на которой FMC выводит важные для пилота сообщения. В документации эта строка называется SCRATCHPAD. Мы же будем называть ее КОМАНДНАЯ СТРОКА.
Набранное в командной строке может вставляться в ЯЧЕЙКИ, которых по 6 штук с каждой стороны экрана.
Возле каждой ячейки есть КЛАВИША ЯЧЕЙКИ. Этими клавишами мы вставляем в ячейки данные из командной строки и, наоборот, копируем данные из ячейки в командную строку.
Краткая инструкция к применению
1. Если горит лампочка на клавише «EXEC», нужно нажать ее, чтобы подтвердить внесенные вами изменения.
2. Если на экране в одной из ячеек появляется функция «ACTIVATE», нужно сначала нажать клавишу этой ячейки.
3. Клавиша «CLR» (Clear) – служит для удаления символов и сообщений из командной строки. Такая же функция, как у клавиши BACKSPACE на клавиатуре нашего персонального компьютера.
4. Клавиша «DEL» (Delete) служит для удаления данных из ячеек. Работает так: нажимаете клавишу «DEL», в командной строке появляется «DELETE», после этого нажимаете клавишу ячейки, где вы хотите удалить данные. Если какие-то данные удалить невозможно, в командной строке появится: «INVALID DELETE».
5. Седьмая правая полоса вводится так: «07R». Курс 35 градусов вводится так: «035».
6. Чтобы скопировать данные из ячейки А в ячейку В, нажмите на клавишу ячейки А – данные отобразятся в командной строке. Затем нажмите на клавишу ячейки В. Данные окажутся в этой ячейке.
7. ERASE обозначает тоже, что и кнопка ESC на клавиатуре вашего компа. ERASE будет появляться в нижней строке монитора CDU по ходу редактирования данных.
8. Если в ячейке вы видите такие символы: □□□□, значит данная ячейка ОБЯЗАТЕЛЬНА для заполнения (Mandatory). Если в ячейке стоят несколько тире: – – – -, значит эта ячейка опциональна – можно не заполнять. Однако в разделах, связанных с маршрутом, везде будут стоять тире, и это вовсе не означает, что заполнение этих разделов необязательно.
9. Если где-то в ячейке рядом с данными стоит угловатая скобка: < или >, это значит, что нужно подтвердить ввод данных в эту ячейку, нажав клавишу этой ячейки.
10. Данные, показанные шрифтом большого размера, означают вручную введенные данные либо данные, которые были получены вследствие манипуляций пилота над другими связанными данными. Шрифтом поменьше публикуются данные, введенные компьютером.
11. Цвета на дисплее:
малиновый – активная, текущая скорость, высота или отрезок маршрута;
белый – основной цвет для отображения данных;
оттененный белый – неподтвержденные изменения;
голубой – заголовок страницы с неактивным маршрутом, а также частоты ADF;
зеленый – настройки навигационного радио, а также выбранная позиция среди нескольких.
Разделы CDU
INIT REF – открывает меню со ссылками на страницы с динамическими данными и/или страницы, где характеристикам присваиваются некие переменные данные.
RTE – открывает раздел, где вводятся данные о точках назначения, отправления и маршруте.
DEP ARR – открывает раздел, где вводятся данные об отправлении и назначении, включая ВПП, SID и STAR.
ALTN – открывает страницу с данными о запасных аэродромах и альтернативных маршрутах.
VNAV – открывает раздел, где можно управлять вертикальным профилем полета и скоростями.
FIX – открывает раздел, где можно создать точку на карте полета для отображения на навигационном дисплее и получить информацию об этой точке относительно нашего маршрута.
LEGS – открывает раздел, где можно редактировать точки маршрута.
HOLD – открывает раздел, где можно выбирать и редактировать параметры полета в зоне ожидания.
FMC COMM – открывает раздел, где можно оперировать системой обмена данными.
PROG – открывает раздел, где можно видеть динамические данные полета – PROGRESS .
MENU – открывает меню со ссылками на страницы подсистем, которые управляются через CDU.
NAV RAD – открывает страницу, где можно контролировать настройку навигационных радиоприемников.