1. ADF
Automatic Direction Finding – автоматический радиопеленгатор. Скрестили добрые люди компас с приемником, и получился ADF – прибор, который определяет направление на сигнал радиомаяка.
У нас их две штуки. Вручную настраиваются через CDU на странице NAV RADIO.
Наблюдать направление на радиомаяки воочию можно на навигационном дисплее, если на панели EFIS перевести тумблер VOR/ADF в положение ADF. Стрелочка, которая показывает на маяк, будет голубого цвета.
2. DME
Distance Measuring Equipment – дальномерное оборудование. Самолет посылает сигнал-запрос, а DME отвечает, и на основе времени задержки этого ответа устройство вычисляет расстояние до радиомаяка.
FMC постоянно использует оба DME (у нас их два) для коррекции местонахождения судна, поскольку хранит в своей базе список всех DME с их точными координатами.
Наблюдать данные от DME можно в нижней части навигационного дисплея, если на панели EFIS тумблер VOR/ADF переведен в положение VOR. Кроме того, при посадке по ILS слева вверху на основном дисплее появится расстояние до маяка, если тот оборудован DME.
Вручную настроить DME возможно только в том случае, если это пара VOR/DME.
3. VOR
VOR – всенаправленный азимутальный радиомаяк. Он находится на земле и посылает во все стороны радиал – угол между северным направлением и направлением на самолет относительно станции.
У нас на борту два приемника, которые принимают их сигнал.
Они тоже работают постоянно, и их тоже использует FMC для уточнения местоположения самолета, настраивая автоматически. Вручную же их можно настроить на странице NAVRADIO.
Увидеть на навигационном дисплее направление на VOR маяк можно, если на панели EFIS перевести тумблер VOR/ADF в положение VOR. Стрелка на ND – зеленого цвета.
4. ILS
ILS – Instrument landing system – курсо-глиссадная система.
У нас на борту три ILS приемника, которые штатно настраивает FMC, но можно настроить и вручную через страницу NAVRADIO.
Чтобы FMC настроил приемники автоматически, необходимы следующие условия:
◊ полоса, оборудованная ILS, должна быть частью полетного плана в FMC;
◊ до T/D было менее 50 миль или до порога полосы менее 150 миль, или FMC должен находиться в режиме DES.
ILS невозможно настроить и перенастроить, если:
◊ автопилот включен, LOC или G/S уже захвачены;
◊ F/D включен, LOC или G/S уже захвачены и высота судна менее 500 футов по РВ.
ILS можно снова настраивать, если:
◊ выбран режим TO/GA;
◊ автопилот и оба F/D отключены;
◊ режим АРР отменен на высоте не менее 1500 футов.
На PFD ILS обозначается в виде повторителей курсового и глиссадного маяков (1). А в левом верхнем углу за 50 миль до T/D появится частота или идентификатор ILS и курс захода на посадку (2).