(Под редакцией Окань Дениса.)
Position initialization – в этом разделе содержатся настройки, связанные с определением местонахождения воздушного судна. К этому разделу мы всегда обращаемся при предполетной подготовке.
Первая страница раздела:
L5 – точные время и дата, которые FMC получает с GPS спутников. GMT – Greenwich Mean Time – время по Гринвичу.
R5. Обычно эта ячейка пуста. Информация в ней появится, когда IRS будет переведена в режим АТТ и ей (IRS) понадобится узнать наш курс. Посмотрите на магнитный компас, который висит на самом видном месте в кабине и введите его показания в эту ячейку. Эта ячейка принадлежит IRS.
Теперь о самом важном на этой странице.
R1. Last position. Когда в порту назначения вы встаете на парковке или у выхода на посадку (gate), FMC продолжает отслеживать ваши координаты до того самого момента, пока вы не обесточите само- лет. В ячейке R1 прописаны те координаты, которые FMC запомнил перед своим отключением.
Но. Во-первых, хотя все авиационные приборы и сенсоры сделаны по последнему слову техники, они не идеальны. Поэтому между координатами в R1 и действительными координатами может быть существенная разница.
Во-вторых, неисправный самолет в «бессознательном» состоянии могут отбуксировать куда угодно. В-третьих, может произойти банальный сбой. Я веду к ситуации, когда координаты в R1 больше не являются актуальными. А ячейка R4 требует текущих координат. Эта ячейка – собственность IRS. Из нее данные прямиком поступают в IRS, которая не начнет согласование, пока не получит текущих координат. А без IRS в современном самолете мы, увы, лететь не можем. Где взять текущие координаты?
Способ первый – извилистый.
Способ на тот случай, если у вас не работа- ют или не могут принимать сигнал GPS- приемники. В ячейку L2 вводите код аэропорта вылета, т.е. того, где вы сейчас находитесь. FMC найдет в базе данных координаты порта и пропишет в ячейку R2. Но представьте площадь, которую занимает аэродром типа JFK, или Шереметьево, или Франкфурт – целый город. Где вы, а где та точка на аэродроме? Серьезная погрешность получится.
Поэтому существует ячейка L3 – номер выхода на посадку (gate). Если вы стоите на выходе под посадку, то введите его номер. Если же вы на парковке или в базе данных FMC такого номера нет, то посмотрите пакет карт вашего аэродрома и найдите таблицу INS COORDINATES, где перечислены стоянки и выходы на посадку с точными координатами места. Эти данные и введите в строку SET IRS POS.
Способ второй – самый простой.
Переключитесь на следующую страницу раздела клавишей «NEXT PAGE».
Страница POS REF:
Тут нужно сделать небольшое отступление. FMC получает информацию о местоположении из трех основных источников: IRS, GPS и радиосканер. Потом FMC эти данные усредняет и получает свои координаты (L1), которыми и пользуется. При усреднении FMC отдает предпочтение сперва GPS (L4-L5), потом – радиосканеру (L6), а уж потом IRS (L2-L3). IRS – самый неточный прибор в этом плане.
Радиосканер по текущим координатам определяет маяки, находящиеся поблизости, настраивается на них, выбирает наиболее, по его мнению, достоверные и использует их для определения RADIO POSITION.
На странице POS REF показаны координаты воздушного судна с точки зрения всех источников. Так выглядит эта страница в полете, потому что радиосканер L6 на земле не работает, и в ячейках R1-R3 показана текущая скорость судна с точки зрения IRS и FMC – 95–99 узлов.
Вот с этой страницы и удобнее всего брать координаты для IRS. Выберите левый или правый GPS, кликнув по L4 или L5. Выбранные координаты появятся в командной строке, потом переключитесь на предыдущую страницу с помощью клавиши «PREV PAGE» и вставьте в ячейку SET IRS POS.
Ясное дело, что цифры для рисунка взяты «с потолка», но даже здесь можно видеть, что данные расходятся. Когда разница в координатах станет критичной, то на FMC появится надпись: «IRS NAV ONLY». Это значит, что ни GPS, ни радио теперь в расчет не принимаются, и самолет слушает только IRS. Ситуацию надо исправлять. Для этого переключаемся на следующую страницу – POS SHIFT.
Здесь мы видим страшную картину. Например, точка, которая вычислена с помощью радиосканера ( R4 ), находится на расстоянии 0.3 мили от суммарной точки в направлении 065 градусов, а правая IRS ( R3 ) – аж на 1.1 мили с направлением 254 градуса. Суммарная или опорная точка здесь – точка, чьи координаты прописаны на предыдущей странице (POS REF) в ячейке L1, то есть – FMC POS.
Если мы изобразим на карте то, что видим на странице POS SHIFT, получим следующее:
Звездочками обозначены координаты, где с точки зрения каждого из приборов мы в данный момент находимся. Страница POS SHIFT дает нам возможность выбрать – какие из этих координат мы будем использовать в качестве опорной точки, иными словами – какому прибору мы доверяем больше. Я выбираю левый GPS: нажимаю кнопку L2, а затем – EXEC. Взаимное расположение звездочек не поменяется, но острие треугольника – FMC POS – теперь будет совпадать со звездочкой GPS (L).
Этот процесс и называется Shift – (англ.) перемещение, сдвиг.
Ячейка L4. В этой ячейке два числа: RNP (Required Navigation Performance) и ACTUAL (Actual Navigation Performance). Посмотрите на схему – в этом круге (радиус 0.15 миль) точность определения места составляет 95 процентов. FMC постоянно оценивает себя – насколько он точен. Это зависит не от него, а от количества видимых в данный момент GPS спутников и радиомаяков, а также качества их сигналов. Число ACTUAL – как раз этот радиус. Чем меньше число – тем увереннее FMC определяет место.
А число RNP показывает так называемый «допуск» (в нашем случае: насколько большим может быть этот радиус для нормального выполнения полета). В нашем случае это – 2 мили. Если ACTUAL будет больше 2 миль, на навигационном дисплее мы увидим надпись: UNABLE REQD NAV PERF-RNP.
Еще ситуация.
Допустим, один из GPS приемников сошел с ума и утверждает, что мы находимся совсем в другом месте, например в другом полушарии, и начинает портить всю картину. Для того чтобы отключить безумца, предпринимаем следующие шаги: жмем R5 – NAV STATUS.
Кстати, на первой странице NAV STATUS вы можете увидеть, как работает радиосканер.
Здесь перечислены 10 DME маяков, которые, по мнению FMC, должны быть неподалеку от нас. (Две колонки под DME-L и DME-R.)
- Данные маяка (идентификатор и частота) подсвечены (на рисунке обведены прямоугольником), если эти маяки используются для навигации.
- Данные маяка выводятся мелким шрифтом, если с этих маяков сигнал не принимается. То есть в базе данных они есть, а приемник почему-то их не слышит.
Верхняя строка (VOR-L и VOR-R) показывает, что настроено на приемниках NAV 1 и NAV 2, которые находятся в кабине пилотов.
«GPS (2)» и «IRS (2)» сообщают нам о том, что для навигации задействованы оба GPS-приемника и обе IRS.
Мы жмем кнопку NEXT PAGE и оказываемся на странице NAV OPTIONS.
На этой странице клавишами ячеек L3, L4 и R3 мы можем запретить FMC ориентироваться на местности с помощью приемников DME, VOR и GPS соответственно. Нам нужно вырубить GPS: кликаем по R3, подсветится OFF – значит FMC больше не слушает GPS.
L1 и R1 – здесь можно прописать идентификаторы тех DME-маяков, которые мы хотим исключить из числа доверенных. Радиосканер не будет принимать их во внимание.
L2 и R2 – то же самое – здесь прописываются те VOR маяки, которые FMC не должен принимать во внимание в качестве ориентира.
Далее: Раздел “N1 Limit”.