A320. Управление двигателями. FADEC. РУД. Панель ENG OVHD. IAE V2500

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

FADEC

Full Authority Digital Engine Controller – Система автоматического управления двигателем.

Данная система рассчитывает и поддерживает наиболее эффективную тягу для каждой фазы полета и обеспечивает защиту двигателей.

У каждого двигателя свой FADEC, который выполняет следующие функции:

  • контроль за температурой выхлопных газов;
  • соблюдение предельных значений работы двигателей;
  • автоматический запуск двигателей;
  • управление мощностью;
  • обработка и визуализация параметров работы для отображения на приборах в кабине;
  • контроль за состоянием узлов двигателей;
  • контроль за реверсом.

Рукоятки управления двигателями

Рукоятки не имеют обратной связи с автоматикой. То есть они неподвижны до тех пор, пока вы сами не сдвинете их с места.

У РУД шесть позиций – это шесть лимитов тяги, вычисленные FADEC.

Перемещая РУД, пилот изменяет ключевые параметры: скорость вращения вала N1 – для двигателей CFM-56 и соотношение EPR – для двигателей V2500.

IDLE (0) – режим малой тяги – «холостой» ход. Двигатели крутятся с минимальной возможной скоростью вращения. Тяга почти равна нулю.

Двигаем РУД вперед:

CL (Climb) – режим набора высоты. Оно же – нормальное положение РУД во время всего полета.

В диапазоне от IDLE до CL пилот может менять положение рычагов и регулировать тягу вручную. (Если один двигатель вышел из строя, то от IDLE до FLX/MCT.)

FLX/MCT. MCT – Maximum Continuous Thrust – тяга в максимально продолжительном режиме. Применяется в случае потери одного двигателя. FLX – Flexible Take Off – режим пониженной (или адаптированной) взлетной тяги. (Про FLEX читайте в главе «Фаза первая. Предполетная подготовка»)

TO/GA – Take Off / Go Around – нормальный взлетный режим. Он же – режим для ухода на второй круг.

Максимально допустимое время работы двигателей в режиме TO/GA – 5 минут. С одним двигателем – 10 минут.

Теперь от IDLE назад:

REV IDLE – малый газ реверса. Когда пилот переводит РУД от IDLE к REV IDLE, происходит перекладка створок на обратную тягу (реверс).

REV FULL – максимальный реверс.

В диапазоне от REV IDLE до REV FULL пилот может регулировать величину обратной тяги.

На торцах костяшек РУД есть кнопки отключения автомата тяги.

Панель стартера двигателей и индикации N1 (ENG OVHD)

Такая панелька находится справа внизу на потолочном пульте. Обычно эти кнопки закрыты защитными колпачками, чтобы не нажать их случайно.

MAN START – ручной запуск. Нормальное положение – OFF, табло не горят.

N1 MODE (эти кнопки есть только в самолетах с двигателями IAE) – перейти с основного параметра EPR на параметр N1. Нормальное положение – OFF, табло не горят.

Двигатели IAE V2500

IAE – International Aero Engines. На первый взгляд (особенно для симмера) двигатель IAE мало чем отличается от CFM. Ротор компрессора низкого давления называется N1 и состоит из вентилятора, компрессора и турбины низкого давления. Ротор компрессора высокого давления называется N2 и состоит из компрессора и турбины. Камера сгорания имеет 2 свечи: А и В. Редуктор агрегатов присоединен к ротору высокого давления. Каждый двигатель имеет FADEC, который осуществляет полное компьютерное управления.

Однако, здесь основным параметром является EPR. EPR (Engine Pressure Ratio) – соотношение давления на входе (перед вентилятором) и выходе (за турбиной низкого давления) двигателя. «На выходе», деленное на «на входе».

Это – совсем кратко, конечно.

Добавить комментарий