FADEC
Full Authority Digital Engine Controller – Система автоматического управления двигателем.
Данная система рассчитывает и поддерживает наиболее эффективную тягу для каждой фазы полета и обеспечивает защиту двигателей.
У каждого двигателя свой FADEC, который выполняет следующие функции:
- контроль за температурой выхлопных газов;
- соблюдение предельных значений работы двигателей;
- автоматический запуск двигателей;
- управление мощностью;
- обработка и визуализация параметров работы для отображения на приборах в кабине;
- контроль за состоянием узлов двигателей;
- контроль за реверсом.
Рукоятки управления двигателями
Рукоятки не имеют обратной связи с автоматикой. То есть они неподвижны до тех пор, пока вы сами не сдвинете их с места.
У РУД шесть позиций – это шесть лимитов тяги, вычисленные FADEC.
Перемещая РУД, пилот изменяет ключевые параметры: скорость вращения вала N1 – для двигателей CFM-56 и соотношение EPR – для двигателей V2500.
IDLE (0) – режим малой тяги – «холостой» ход. Двигатели крутятся с минимальной возможной скоростью вращения. Тяга почти равна нулю.
Двигаем РУД вперед:
CL (Climb) – режим набора высоты. Оно же – нормальное положение РУД во время всего полета.
В диапазоне от IDLE до CL пилот может менять положение рычагов и регулировать тягу вручную. (Если один двигатель вышел из строя, то от IDLE до FLX/MCT.)
FLX/MCT. MCT – Maximum Continuous Thrust – тяга в максимально продолжительном режиме. Применяется в случае потери одного двигателя. FLX – Flexible Take Off – режим пониженной (или адаптированной) взлетной тяги. (Про FLEX читайте в главе «Фаза первая. Предполетная подготовка»)
TO/GA – Take Off / Go Around – нормальный взлетный режим. Он же – режим для ухода на второй круг.
Максимально допустимое время работы двигателей в режиме TO/GA – 5 минут. С одним двигателем – 10 минут.
Теперь от IDLE назад:
REV IDLE – малый газ реверса. Когда пилот переводит РУД от IDLE к REV IDLE, происходит перекладка створок на обратную тягу (реверс).
REV FULL – максимальный реверс.
В диапазоне от REV IDLE до REV FULL пилот может регулировать величину обратной тяги.
На торцах костяшек РУД есть кнопки отключения автомата тяги.
Панель стартера двигателей и индикации N1 (ENG OVHD)
Такая панелька находится справа внизу на потолочном пульте. Обычно эти кнопки закрыты защитными колпачками, чтобы не нажать их случайно.
MAN START – ручной запуск. Нормальное положение – OFF, табло не горят.
N1 MODE (эти кнопки есть только в самолетах с двигателями IAE) – перейти с основного параметра EPR на параметр N1. Нормальное положение – OFF, табло не горят.
Двигатели IAE V2500
IAE – International Aero Engines. На первый взгляд (особенно для симмера) двигатель IAE мало чем отличается от CFM. Ротор компрессора низкого давления называется N1 и состоит из вентилятора, компрессора и турбины низкого давления. Ротор компрессора высокого давления называется N2 и состоит из компрессора и турбины. Камера сгорания имеет 2 свечи: А и В. Редуктор агрегатов присоединен к ротору высокого давления. Каждый двигатель имеет FADEC, который осуществляет полное компьютерное управления.
Однако, здесь основным параметром является EPR. EPR (Engine Pressure Ratio) – соотношение давления на входе (перед вентилятором) и выходе (за турбиной низкого давления) двигателя. «На выходе», деленное на «на входе».
Это – совсем кратко, конечно.