По тангажу управление обеспечивается горизонтальным стабилизатором и рулем высоты.
Пилот наклоняет рулевую колонку, и сигнал от нее поступает в бортовой компьютер PFC, а он, в свою очередь, проводит свои вычисления и дает команду приводам поставить стабилизатор и рули высоты так, чтобы выполнить маневр, который требуется пилоту.
У пилота нет необходимости постоянно регулировать стабилизатор – штатно ими управляет бортовой компьютер PFC, реагируя на изменение тяги, положение шасси и закрылок и, конечно, на движение рулевой колонки. Кроме того, PFC смягчает следствие турбулентности. В общем, PFC постоянно следит за тем, чтобы выдерживался максимально ровный вектор полета.
Компенсация тангажа
PFC обеспечивает компенсацию по тангажу при изменениях конфигурации закрылок и спойлеров, а также при поворотах, и тем самым поддерживает более-менее постоянную траекторию полета.
При повороте вправо-влево пилоту нужно лишь поворачивать штурвал, не задумываясь о компенсации, и не наклонять рулевую колонку. Эту функцию берет на себя PFC.
Однако автоматическая компенсация возможна, если угол крена не превышает 30 градусов. Если крен будет больше, то пилоту придется отклонять колонку, чтобы выдерживать высоту полета.
Настройка тангажа
Переключатели триммирования тангажа находятся на ручке штурвала.
Обычно ими пользуются перед взлетом, на земле, когда триммируют стабилизатор. Переключатели бесполезны при включенном автопилоте. В полете при отключенном автопилоте эти переключатели используются только при изменениях скорости для поддержания вектора полета. Переключатели посылают сигнал не на стабилизатор, а в компьютер (PFC).
Рычаги ALTN PITCH TRIM находятся рядом с рычагом SPEEDBRAKE.
Рычаги используются одновременно. Они связаны тросами со стабилизатором напрямую (разумеется, через гидроприводы). У каждого рычага свой контрольный модуль, открывающий клапаны гидравлической системы, которая отклоняет стабилизатор. Один рычаг подстраховывает другой. В принципе можно использовать только один, но тогда дело пойдет медленнее.
Рычаги пружинно возвращаются в нейтральное положение; имеют приоритет над автопилотом и переключателями, которые находятся на штурвале. При использовании автопилот не отключают.
Не рекомендуется использовать рычаги ALTN PITCH TRIM при включенном автопилоте.
Индикатор стабилизатора
Индикатор показывает положение стабилизатора.
Зеленая полоска слева – допустимое положение стабилизатора для взлета. FMC высчитывает размер и положение полоски на основе массы самолета, центра тяжести и режима взлетной тяги. В полете не видна – только перед вылетом.
Ромбик показывает текущее положение стабилизатора.
Перед взлетом наш умный самолет взвесит сам себя через датчик, установленный на переднем шасси. И если пилот накосячил при вводе в FMC данных о массе судна или центре тяжести, то на EICAS появится сообщение STAB GREENBAND.
STAB CUTOUT
Если вдруг возникнет ситуация, когда необходимо отключить контроллер гидравлической системы управления стабилизатором, используют два тумблера STAB C и R, которые располагаются под рычагом SPEEDBRAKE.
Нормальное положение – тумблеры в положении NORM, защитные колпачки закрыты. Для отключения систем С (Center) – центральной и (или) R (Right) – правой нужно открыть колпачок и опустить тумблер.
Стабилизатор управляется двумя гидравлическими системами: центральной (С) и правой (R).