В самолете в основном применяется выключатель кнопочного типа. Я буду писать просто: «кнопка».
Такие кнопки могут иметь положения ON, OFF, MAN или AUTO.
Табло (то есть буквы или слова), которое горит на кнопке, показывает текущее положение кнопки и текущий статус системы, устройства или узла: включен, выключен, ручной режим, автоматический либо авария.
Если система (узел, устройство и т.п.), которая включается (или выключается) какой-то кнопкой, функционирует (или не функционирует) штатно, то на этой кнопке никаких табло гореть не должно. Есть небольшие исключения из этого правила, которые вам станут ясны в ходе изучения материала.
Если возле кнопки на самой панели написано AUTO, значит нормальное положение этой кнопки – AUTO. В положении AUTO здесь табло не горит.
Табло FAULT на кнопке означает, прежде всего, неисправность в системе, устройстве или узле, которую данная кнопка включает или выключает. Второе значение табло FAULT – система или устройство не функционирует, хотя исправно. Например, на кнопке подключения к сети основных электрогенераторов FAULT будет гореть, если генератор подключен, но электроэнергия отсутствует, потому что двигатель еще не запущен.
![]() | Нормальная ситуация. Огни не горят. |
![]() | Оранжевый цвет. Авария. Горит табло FAULT |
![]() | Белый цвет, OFF. Система или устройство отключено. Например, выключен топливный насос |
![]() | Белый цвет, ON. Система или устройство включено. Например, на панели герметизации активирован режим посадки на воду |
![]() | Голубой цвет. Система или устройство временно включено. Например, к сети самолета подключено внешнее наземное электропитание |
![]() | Зеленый цвет. Есть возможность для подключения к источнику электроэнергии. Например, APU вырабатывает электроэнергию, но к сети не подключено |
![]() | Зеленый цвет. Три горизонтальные полоски означают, что система включена. Например, включен автопилот |
![]() | Красный цвет. Тревога! |
![]() | Желтый цвет. Внимание! |
Кнопки MASTER WARNING и MASTER CAUTION находятся на приборной панели прямо перед пилотом. Это очень важные кнопки-табло, которые информируют пилота о нештатных ситуациях или кардинальных изменениях в полете, вроде отключения автопилота. Красный цвет – общая тревога – нужно бросать все дела и заниматься решением проблемы. Это может быть, например, пожар в двигателе.
Желтый цвет – требование уделить внимание чему-то. Желтый цвет – решайте проблему, как только освободятся руки или как только справитесь с проблемой красного цвета. Например, температура тормозов шасси выше 300° – BRAKES HOT.
Если неисправность – красная или желтая – сопровождается звуковым сигналом, то звук можно отключить, нажав на соответствующую кнопку.
В нормальном (штатном) полете на потолочном пульте белых огней быть не должно.