Traffic Collision Avoidance System – система предупреждения столкновения самолетов в воздухе.
Все самолеты тяжелее 5,7 тонн или с пассажирами числом более 19 человек на борту должны быть оборудованы системой TCAS. TCAS на вашем самолете опрашивает все воздушные суда, находящие на удалении около 20 миль по пути своего следования, и на основе ответов от TCAS этих судов вычисляет их местоположение и предсказывает их траекторию.
Воздушная ситуация выводится на экран навигационного дисплея.
Транспондер и TCAS объединены на одной панели.
XPNDR L или R – выбор транспондера – левый или правый.
IDENT – после нажатия этой кнопки идет принудительная передача в эфир кода ответчика. Продолжается такая передача 15–20 секунд.
ALT RPTG OFF – прибор не транслирует информацию о высоте ВС.
STBY (Standby) – отключение ответчика и TCAS.
XPNDR – в этом режиме работает только ответчик. Система TCAS отключена, но на аэродроме благодаря этой функции нас видит радар наземного движения.
TA ONLY – Traffic Advisory Only. В этом режиме работает ответчик, а система TCAS передает только предупреждения о воздушной обстановке; никакие рекомендации по устранению конфликтной ситуации не выдаются.
TA/RA (Traffic Advisory/Resolution Advisory) – режим нормальной эксплуатации прибора в полете. В этом режиме: работает ответчик, работает предупреждение о воздушной обстановке, включена система рекомендации по устранению конфликтной ситуации.
Символы TCAS на навигационном дисплее
∎ – красный квадрат – «другой» находится в опасной близости к вам. Есть опасность столкновения.
● – желтый кружок – «другой» может представлять опасность для вас.
♦ – полностью закрашенный желтым ромбик – близкий к вам «другой» не опасен.
♢ – пустой внутри желтый ромбик – «другой», который совершенно вам не интересен.
– цифра возле символа означает высоту «другого» относительно вас в сотнях футов. Знак «плюс» и цифра, расположенная над символом, значит «другой» находится выше вас. Знак «минус» и цифра под символом – под вами.
– если «другой» меняет высоту и его вертикальная скорость выше 500 футов в минуту, то рядом с символом появится стрелочка, показывающая вертикальную скорость – набор высоты (↑) или снижение (↓).
OFFSCALE TRAFFIC – надпись означает, что опасность существует, но «другой» на навигационном дисплее не виден из-за того, что на EFIS выбран недостаточный масштаб отображения обстановки.
Отображение на основном дисплее
Кроме навигационного дисплея TCAS использует основной и выводит на нем «красную зону» – зону опасности по тангажу. Вы должны находиться вне красной зоны.
Вопрос: Если существует опасность столкновения с землей и опасность столкновения с другим воздушным судном одновременно, то кто предупредит нас: GPWS или TCAS?
Ответ: GPWS. Он важнее в данной ситуации и будет глушить команды TCAS.
Голосовые команды TCAS
В режиме TA ONLY вы сможете услышать только одну команду: TRAFFIC, TRAFFIC. Услышите ее за 40 секунд до того момента, когда «другой» подойдет к точке, которая находится ближе всего к вашему маршруту.
Все остальные команды доступны в нормальном рабочем режиме – режиме TA/RA. И услышать вы их сможете за 25 секунд до того момента, когда «другой» подойдет к точке, ближайшей к вашему маршруту.
CLIMB, CLIMB, CLIMB – «другой» находится под вами. Вам нужно немедленно набирать высоту с вертикальной скоростью 1500–2000 футов в минуту.
DESCEND, DESCEND, DESCEND – «другой» над вами. Необходимо начинать снижение с вертикальной скоростью 1500–2000 футов в минуту.
MONITOR VERTICAL SPEED – поддерживайте вертикальную скорость.
DESCEND, CROSSING DESCEND и CLIMB, CROSSING CLIMB – слово CROSSING означает, что впереди пересечение высоты «другого». Посмотрите на основной дисплей и выровняйте тангаж так, чтобы оставаться вне красной зоны.
CLIMB, CLIMB NOW! – немедленно набирайте высоту с вертикальной скоростью 2500–3000 футов в минуту.
DESCEND, DESCEND NOW! – немедленно снижайтесь с вертикальной скоростью 2500–3000 футов в минуту.
REDUCE CLIMB и REDUCE DESCENT – следите за основным дисплеем, точнее – за красной зоной. Требуется уменьшить скорость набора/снижения.
INCREASE CLIMB и INCREASE DESCENT – требуется увеличить скорость набора/снижения.
Самое приятное голосовое сообщение: CLEAR OF CONFLICT – опасность миновала, пронесло (под конфликтом подразумевается опасность столкновения).
TA/RA включаем только на полосе перед самым взлетом и отключаем, как только мы свернули с полосы после посадки.