Элероны
Штурвал имеет две оси. Первая ось – влево/вправо – позволяет управлять КРЕНОМ (Roll) самолета, поднимая и опуская ЭЛЕРОНЫ (Ailerons).
Элеронов на каждом крыле по 2 штуки, и на малых скоростях они работают все. Элероны, которые находятся ближе к кончикам крыльев (outboard) – на высоких скоростях не используются.
У всех органов управления, включая элероны, есть инструменты настройки – триммеры. Например, вы вдруг заметили, что самолет все время заваливается влево. Причин тому может быть тысяча.
Компенсировать это отклонение и выровнять ваше судно можно с помощью триммера элеронов.
Одновременно нажимайте верхний и нижний переключатели в сторону RIGHT WING DOWN (правое крыло вниз) и держите до тех пор, пока самолет не выровняется. Выровняли – отпускайте, переключатели сами вернутся в среднее положение. (Правая часть этой панели относится к триммеру руля направления. Об этом ниже.)
Проследить за тем, насколько вы отриммировали элероны можно на верхней части штурвала. Там есть шкала.
Рули высоты
Вторая ось – от себя/на себя – управляет ТАНГАЖОМ (Pitch) самолета, поднимая и опуская РУЛИ ВЫСОТЫ (Elevators).
Рули высоты являются частью стабилизаторов.
Стабилизатор
СТАБИЛИЗАТОР поддерживает устойчивое положение воздушного судна по поперечной оси. Стабилизатор в отличие от крыльев прикреплен к фюзеляжу самолета через ось, а не намертво. Эта ось – ось перекладки стабилизатора – позволяет самолету держать равновесие. Равновесие самолет держит автоматически, однако пилот всегда может вмешаться в процесс.
На рукоятке штурвала есть трехпозиционный переключатель перекладки стабилизатора. Такой же переключатель есть под РУД. А справа и слева от РУД находятся два индикатора положения стабилизатора.
1. Зеленая полоска (Greenband) показывает допустимый диапазон положения стабилизатора для взлета. Зеленую полоску вычисляет бортовой компьютер с учетом данных, которые вы ввели при предполетной подготовке.
2. Граница между черным и белым на этой шкале показывает текущее положение стабилизатора. Эта граница должна быть в зеленом диапазоне.
3. OFF – индикатор неисправен или не запитан.
Такой же индикатор находится со стороны второго пилота.
Если перед взлетом на EICAS появилось сообщение:
>CONFIG STAB
это значит, что стабилизатор не в зеленой зоне.
Руль направления
Педали управляют РЫСКАНИЕМ (Yaw) самолета за счет движения РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ (Rudder).
Если вы на земле нажмете на педаль до упора, то руль тоже повернется до упора. Но когда вы нажмете на педаль в воздухе, то руль будет отклоняться на меньший угол – с учетом скорости. Чем выше скорость, тем меньше угол отклонения руля. Это сделано для того, чтобы не покалечить хвост самолета.
Кстати. Если нажать на педаль носком ноги, то вы будете тормозить шасси – на земле, конечно. Чтобы управлять рулем направления, нужно нажимать пяткой.
Руль направления также триммируется. Управление данным процессом находится там же, где и триммер элеронов (см. выше).
Красноречивые подписи NOSE LEFT и NOSE RIGHT не дадут ошибиться. На шкале показан не угол, а условные единицы – юниты. Чтобы вернуть руль в «нулевое» положение, нужно нажать кнопку CTR.
Демпфер рыскания
YAW DAMPER – это устройство, которое гасит нежелательные и неизбежные колебания самолета по рысканию. Демпфер управляет рулем направления через гидроприводы.
Без него не взлетают. Отключается самостоятельно после касания самолетом земли.
Закрылки
ЗАКРЫЛКИ (Flaps) (1) и ПРЕДКРЫЛКИ (Leading Edge Flaps) (2) увеличивают и меняют поверхность крыла, от чего возрастает подъемная сила на малых скоростях. Это важно при взлете и посадке. Кроме того, при посадке закрылки, выпущенные на большие углы, улучшают управляемость воздушным судном. Даже не улучшают, а делают самолет управляемым и не позволяют ему свалиться в штопор.
На каждом крыле три группы предкрылок, условно разделенные двигателями: внешняя, средняя (между двигателями) и внутренняя (ближе к фюзеляжу). И по двое закрылок.
Закрылки управляются гидравликой, а предкрылки – пневматикой. Пилоту не нужно следить за предкрылками: они выпускаются автоматически вместе с закрылками.
Управление закрылками:
UP – все закрылки и предкрылки убраны.
Положение 5 – все предкрылки выпущены.
Положение 10 и 20 – взлетное положение закрылок.
Положение 25 и 30 – посадочное положение закрылок.
Индикатор положения закрылок находится на EICAS:
Отметка «10» – заданное положение закрылок.
Граница «градусника» – текущее положение закрылок. Оранжевый цвет – закрылки в движении. Зеленый – закрылки в заданном положении.
Когда закрылки убраны полностью, индикатор исчез-
нет с экрана EICAS через 10 секунд.
Напротив пилота находится табличка с запрещенными скоростями. На этих скоростях и выше запрещено выпускать закрылки в соответствующее положение.
Спойлеры
Спойлерами сбрасывают скорость воздушного судна в воздухе и прижимают его к земле при посадке. Это, во-первых.
Во-вторых, в полете спойлеры помогают элеронам управлять воздушным судном по крену.
На каждом крыле по шесть спойлеров, но все они управляются одним рычагом.
Положения рычага спойлеров:
DOWN – все спойлеры убраны.
ARM – положение, при котором спойлеры армируются (взводятся) для того, чтобы после касания земли при посадке поднять их автоматом – и наземные, и воздушные.
UP – все спойлеры поднимаются на максимальную позицию для использования на земле. В воздухе перевести в это положение не получится – рычаг блокируется замком.
FLIGHT DETENT – спойлеры 3, 4, 5 и 6 (на каждом крыле) поднимаются наполовину. Независимо от этого, спойлеры с 1 по 5 будут продолжать помогать вам управлять самолетом по крену.
Если на земле, независимо от того, стоите вы или двигаетесь, рычаг находится в положении ARM, а вы решили перевести РУДы 1 и 3 в положение «малый газ», то рычаг переключится в положение UP и
все спойлеры поднимутся.
Если на земле рычаг находится в положении DOWN, а вы решили перевести двигатель 2 или 4 в реверсное положение, то все спойлеры поднимутся в положение UP.
Если на земле рычаг находится в положении UP, а вы решили дать газу РУДами 1 или 3, то спойлеры уберутся в положение DOWN.