IRS – Inertial Reference System – опорная инерциальная система – прибор для определения положения воздушного судна в плоскости и пространстве.
Сложная система электронных сенсоров и лазерных гироскопов отслеживает движение самолета по всем трем осям: X, Y, Z от парковки в аэропорту «А» до парковки в аэропорту «В». Слово «опорная» в русском названии этого прибора означает, что он опирается в своих вычислениях на одну точку – начальную.
Если GPS получает данные постоянно, то IRS – только перед полетом. Это напоминает ситуацию из приключенческих фильмов, когда человеку завязывают глаза, затыкают уши, сажают в машину и везут в неизвестном направлении. Человек знает начальную точку пути, а дальше – пытается понять, куда его везут, опираясь только на собственный вестибулярный аппарат: машина ускорилась, повернула направо, теперь налево, теперь едет медленно.
Все данные с сенсоров направляются в компьютер IRS. Три IRS обеспечивают авионику полетной информацией, а в FMC отправляют информацию о текущей долготе и широте.
В полете данные каждого из трех IRS могут разниться, поэтому компьютер усредняет данные от трех приборов.
Согласование IRS
Перед использованием IRS должна быть согласована. Во время согласования IRS улавливает вращение Земли и гравитацию, чтобы определить широту и собственное положение относительно географического (истинного) Северного полюса.
Для согласования IRS должна получить текущее положение – точные координаты места. Координаты вводит пилот через FMS/CDU.
Согласование длится от 5 до 17 минут. 5 минут – на экваторе, 17 минут – в районе южного или северного полюса. На 70-ой широте – 10 минут.
Панель IRS находится на оверхэде.
Нормальное положение переключателей – OFF и NAV.
Положение OFF – прибор выключен.
Процесс согласования нормально инициируется переводом селекторов в положение NAV. После этого на EICAS появится: IRS ALIGN MODE.
Если на FMS/CDU видите ENTER IRS POSITION – это IRS требует координаты места. Координаты можно взять со страницы POS REF.
Быстрое согласование
Поскольку IRS в своих вычислениях опирается только на начальную точку и не получает никакого обновления извне во время полета, она может накапливать ошибки в определении положения, курса и скорости.
Для сброса таких ошибок применяют процесс быстрого согласования.
Быстрое согласование возможно только в том случае, если с момента предыдущего ПОЛНОГО согласования прошло не более 18 часов.
Для быстрого согласования:
- Поставьте самолет на парковочный тормоз.
- Переведите селекторы в положение ALIGN.
- Введите текущие координаты.
- Поверните селекторы в положение NAV.
- Подождите 30 секунд.
Готово.
Режим ATT
Если по какой-то причине во время полета вы потеряли согласование на IRS, то вы потеряли навигационные дисплеи, основные дисплеи и, соответственно, у вас нет: информации о курсе, пути, вертикальной скорости, ветре, положении относительно земли, местонахождении. Не надо отчаиваться, надо сделать следующее:
- Максимально выровнять судно относительно плоскости земли. Используйте для этого аналоговый авиагоризонт, который есть в любом самолете помимо основного дисплея (кстати, на нем есть и альтернативный задатчик барометрической высоты – не забывайте о нем, вовремя вводите в него данные).
- Не менять курс.
- На IRS выбрать режим АТТ.
- Держать самолет ровно, не меняя скорости в течение 30 секунд (через 30 секунд на основном дисплее появится авиагоризонт).
- На аналоговом компасе найти текущий магнитный курс.
- Открыть страницу POS INIT в FMC, найти строку SET IRS HDG, вбить туда текущий курс, нажать EXEC.
Ситуация будет частично восстановлена, но вы не сможете использовать функцию NAV на IRS до конца полета и до следующего полного согласования.
- Если во время согласования на EICAS появилось сообщение >IRS MOTION, то значит самолет движется (или сдвинулся с места) и согласование невозможно.
- Иногда IRS через CDU требует второй раз ввести координаты.
В реальной жизни это происходит из-за того, что в конце предыдущего рейса самолет двигался уже после того, как IRS был обесточен. Либо между данными IRS есть существенная разница. Такая ситуация может быть смоделирована и в симуляторе.