Вернемся к отображению режимов полета.
Правильно эта функция называется: FMA (Flight mode annunciator) – сигнализатор режима полета.
Видим три ячейки и один символ внизу. Первая ячейка показывает режим автотяги. Вторая – режим крена (по-лета по горизонтали). Третья – режим тангажа (полета по вертикали). Под ячейками – состояние директоров и автопилота (на рисунке: CMD).
Активные режимы – зеленого цвета. Ждущие режимы (armed) – белого цвета. Ждущие режимы загораются внизу в соответствующих колонках; на рисунке: G/S и LOC.
Вокруг ячейки появляется прямоугольник – режим только что стал активным. Прямоугольник погаснет через 10 секунд.
Первая колонка показывает режимы автотяги:
THR – тяга, необходимая для поддержания скорости снижения или набора. Напрямую зависит от режима тангажа (третья колонка).
THR REF – тяга в режиме Reference Thrust Limit. Это те лимиты, которые установлены на странице THRUST LIMITS вашего FMS/CDU.
IDLE – появляется, когда автотяга переводит РУДы на малый газ.
HOLD – сервоприводы отключены от РУДов. Теперь вы можете свободно передвигать РУДы.
SPD – автотяга поддерживает командную скорость. Командная скорость задается на панели МСР в окошке IAS/MACH и в FMS/CDU разделах CLB, CRZ или DES.
При этом автотяга, поддерживая заданную скорость, никогда не превысит текущий лимит тяги. Однако важно помнить, что такая защита не работает, если выбран режим тангажа V/S.
Нужно понимать, что движение самолета задается величиной тяги или величиной скорости. Например, скорость движения автомобиля можно задать двумя способами. Можно следить за оборотами двигателей и поддерживать их, при этом показания спидометра не учитывать. А можно следить за спидометром и поддерживать скорость, совершенно не интересуясь показаниями тахометра.
Средняя колонка показывает режимы крена:
LNAV – полет осуществляется согласно маршруту, прописанному в FMC. LNAV можно подключить на высоте более 50 футов по РВ, а также если судно находится не далее 2.5 миль от ближайшего отрезка маршрута.
HDG SEL – самолет следует курсом, который указан в окошечке HDG на МСР.
HDG HOLD – самолет поддерживает текущий курс.
АТТ – если вы летите с выключенным автопилотом и выключенными директорами, то после включения первого F/D самолет:
◊ будет поддерживать текущий крен, если он составляет от 5 до 30 градусов;
◊ сбросит угол крена до 30 градусов, если крен был больше 30 градусов;
◊ выровняется, включится режим HDG HOLD, ВС полетит прямо, если угол крена меньше 5 градусов.
LOC – захвачен курсовой маяк, и самолет следует к нему. Маяк может быть захвачен при условии, если он находится в диапазоне 120 градусов по курсу судна.
TO/GA – армируется на земле после включения F/D, в воздухе – с выпущенными закрылками или на глиссаде. Активируется нажатием кнопок TO/GA на РУДах.
ROLLOUT – автоматически армируется на высоте 1500 футов РВ, а активируется – на 5 футах. Выравнивает самолет по продольной оси посадочной полосы.
Третья колонка – режимы тангажа
TO/GA. После включения на земле показывает тангаж 8 градусов. После взлета – тангаж, который при данной тяге позволит поддерживать скорость V2+10 узлов.
Если же скорость выше, чем V2+10 на протяжении 5 секунд, то автопилот выставит тангаж, который позволит достичь и поддерживать скорость V2+25. Если же на МСР в окошке IAS/MACH выставлена не V2, а выше, то эта скорость и будет целью.
При выполнении маневра ухода на второй круг поддерживается скорость, выбранная на МСР в окошке IAS/MACH. Если скорость превысила этот показатель и продержалась таковой в течение 5 секунд, то тангажом будет поддерживаться скорость IAS/MACH + 25 узлов.
VNAV – полет осуществляется согласно вертикальному профилю, прописанному в FMC. VNAV возможен на высоте выше 400 футов по РВ.
VNAV SPD – во время набора или снижения поддерживается тангаж, который позволяет соблюдать скорость, заданную на страницах CLIMB или DESCENT в CDU. Либо заданную в окошке IAS/MACH при интервенции (Speed intervention). Приоритет – скорость.
VNAV PATH – с помощью тангажа выдерживается вертикальный профиль. Приоритет – профиль.
VNAV ALT. Если возникает конфликт между вертикальным профилем, прописанным в FMC, и высотой, указанной на МСР, то самолет не будет менять высоту, а на FMA высветится этот режим. В такой ситуации нужно изменить режим тангажа или задать иную высоту на МСР и нажать ALT.
V/S – выбран режим V/S на МСР.
FLCH SPD – выбран режим FLCH на МСР, который поддерживает скорость, указанную в окошке IAS/MACH.
ALT – нажата кнопка ALT HOLD на МСР, или с помощью режимов V/S или FLCH достигнута заданная высота.
G/S – самолет катится по глиссаде.
FLARE – будет активным при посадке на высоте между 40 и 60 футами по РВ. Режим будет выравнивать самолет по поперечной оси, а после касания земли основными шасси отключится и опустит стойку переднего шасси.
Режимы автопилота и директоров
CMD – самолетом управляет автопилот.
FD – автопилот выключен, директоры (FD) включены.
LAND 3 – три автопилота работают для автоматической посадки.
LAND 2 – функционируют только два автопилота.
NO AUTOLAND – вышли из строя два или три автопилота и автоматическая посадка невозможна.