У 747-го три автопилота: левый (L), правый (R) и центральный (C).
Каждый автопилот состоит из FCC (Flight Control Computer), который управляет сервоприводами, которые, в свою очередь, управляют гидравлическими актюаторами, контролирующими органы управления: элероны, стабилизаторы, рули высоты и спойлеры.
Кроме того, во время автоматической посадки автопилоты управляют рулем направления и рулем поворота переднего шасси.
Во время полета штатно используется только один автопилот. Несколько (обычно все три) применяются при автоматической посадке.
Весь комплекс автоматического пилотирования состоит из двух систем: автопилота и автомата тяги. Управляют ими через панель МСР (Mode Control Panel).
Обратите внимание на основной дисплей, вверху которого есть сигнализатор FMA (Flight Mode Annunciator):
Три колонки, где в первой указано текущее состояние автотяги, во второй – крена, и в третьей – тангажа. Зеленые буквы – активный режим. Белые буквы – ждущий режим.
(Подробно о FMA рассказано в главе «Авионика».)
Автопилот (А/Р) можно отключить двумя способами: нажать большую желтую кнопку на МСР «Disengage » или красную кнопку, которая находится на штурвале под большим пальцем левой руки.
Одно нажатие отключает автопилот, второе – сигнализацию, которая начинает орать, как только вы отключаете А/Р.
Чтобы включить другой автопилот, нужно отключить ранее включенный.
Режимы тангажа
Доступные режимы тангажа при автопилотировании: V/S, ALT HOLD, FLCH, VNAV.
V/S – снижение или подъем со скоростью, которую задает пилот. Если нажать кнопку (16), то в окошечке (14) будет показана текущая вертикальная скорость, которую можно менять вверх-вниз.
ALT HOLD – при нажатии на эту кнопку (19) самолет будет удерживать в ысоту, на которой находится в д анный момент.
Если самолет достиг высоты, обозначенной в окошке ALT (17), то кнопка HOLD (19) на МСР подсветится.
Нажимая на задатчик высоты (18), вы вносите следующие изменения:
◊ во время набора или снижения вы стираете следующее ограничение по высоте в вертикальном профиле;
◊ на эшелоне вы изменяете эшелон заданный в FMC на заданный в МСР (если первый отличается от второго);
◊ в пределах 50 миль от TOD (Top of Descend) при заданной на МСР меньшей высоте вы инициируете немедленное снижение, аналогичное команде DES NOW (1250 fpm).
FLCH ( Flight Level Change) – (10) координирует тангаж и тягу двигателей для достижения заданной вручную в окошечке ALT (17) высоты со скоростью, заданной в окошечке IAS/MACH (7). Причем заданную скорость можно менять в процессе использования режима. Этот режим предназначен для смены высоты.
Скорость в окошечке IAS/MACH (7) может показываться как в узлах, так и в Махах. По умолчанию – в узлах.
Если же скорость будет выше 0.84 М, то цифры автоматически поменяются с узлов на Махи. Если при снижении скорость станет ниже 301 узлов, то цифры автоматом поменяются на узлы. В любое время цифры в окошечке задатчика скорости IAS/MACH можно переключить с узлов на Махи и с Махов на узлы с помощью кнопочки SEL (5).
Режим FLCH управляет и автотягой, и автопилотом.
Про режим VNAV поговорим чуть ниже.