(Продолжение. Начало: Jeppesen. Approach plates.)
Коллеги требовали продолжения по картам Jeppesen. Вот он: SID и STAR.
Хотя, по большому счету, тут говорить и разбирать особо нечего. Надо знать общие условные обозначения, используемые на картах Jeppesen. И надо понимать, что правила SID и STAR существуют для того, чтобы избежать бардака в очень опасной и переполненной зоне, каковой является зона аэропорта. Эти карты – правила по уходу из этой зоны и выходу на воздушные трассы. Больше эти карты ничего не показывают.
К общим условным обозначениям, о которых мы говорили в статье об Approach plates следует обратить внимание:
STAR – Standard Instrument Arrival (по ICAO). Ключевое слово “Arrival”; словарь Google: приезд, прибытие и т.д.
Детальки:
Corridor 1 – это то, как вы будете называть этот путь в разговоре, например, с диспетчером.
LKN 1E – так называется этот маршрут в памяти компьютера и отображается на экране FMC.
17 – расстояние между точками пути.
1610 – минимальная высота на этом отрезке.
Характеристики FIX: координаты точки, радиал (R-008) и удаление (D 28,3) от VOR SPB.
Минимальные высоты по секторам. В центре круга – аэропорт.
Еще характеристика точки, на этот раз с указанием высоты.
Все остальное знакомо нам по первой статье.
Для полетов в оффлайне с АТС STAR вообще не пригодится – диспетчерские службы доведут вас почти до входа в глиссаду.
Тут есть очень важный момент. Почти философский. Есть AIRAC, есть Jeppesen, много чего есть, но если АТС дефолтный, то он будет вести нас по своей, дефолтной карте. По реалу и по Jeppesen в Анапе, например, есть ILS привод, но дефолтный диспетчер об этом не догадывается, ведь в FS9 там только NDB подход. Поэтому смотрите на жизнь проще.
SID – Standart Instrument Departure. Ключевое слово «Departure»; словарь Google: отъезд, уход, выезд и т.д.
Опять же название маршрута. Характеристики отрезка пути: курс, расстояние между двумя точками.
LGR 1A и так далее – название маршрута для FMC.
В некоторых точках видим рекомендации по вертикальной навигации. 6900 футов или выше.
А в некоторых – замечания по скорости (215 узлов) и даже по крену (20 град).
Все забывал сказать про этот знак. Он означает, что пользоваться линейкой и транспортиром бессмысленно и даже опасно. А направление на Север – да – вверху этого логотипа.
Добрались до главного в вертикальной навигации.
Во-первых, ограничение по скорости на высоте до 9800 футов.
Во второй рамке инструкция. Она предписывает нам неустанно набирать высоту 4900. Но на отметке 1550 футов нужно не забыть перейти на связь с диспетчером службы “Круг” (у них там за бугром этого ведь нет). И наконец, говориться о том, что высоту в точке выхода на трассу нам сообщит диспетчер.
Я применяю SID даже в ситуации оффлайна с АТС, и изучается он перед вылетом, во время работы с FMC.
Обычно я создаю план автоматически, почти без редакции, в дефолтном планировщике FS. А он предмет достаточно грубый, приблизительный и непоследовательный в своих действиях. Предположим, я создал таким образом маршрут. Потом из FMC запросил этот план, он загрузился в FMC. Загруженный план без SID с начала – от аэродрома Пулково (ULLI) – выглядит примерно так (названия я беру от балды):
ULLI --DIRECT-> TOCCA TOCCA --R2345-> BRAVO
То есть по плану от аэродрома мы должны лететь ПРЯМО на TOCCA. А это напоминает выезд на Невский проспект в час пик через все сплошные. Только машинка наша весит 70 тонн и скорость у нее 400 км/час.
Нам обязательно нужно вписаться в сплошные, то есть в SID.
После входа в меню DEP/ARR (FMC) и выбора DEP нам предложат выбрать SID. Я здесь обычно сталкиваюсь со следующей проблемой: Jeppesen у меня, откровенно говоря, старый, а AIRAC я стараюсь поддерживать свежим. И в AIRAC я вижу SIDы, которых на картах нет в помине. Аэропорт вправе менять STARы и SIDы, что он и делает.
Решение простое:
1. Отложить в сторонку карты Jeppesen. Переключатель вида EHSI нужно поставить в положение PLAN.
2. В меню FMC выбрать SID. НЕ НАЖИМАЕМ ACTIVATE !
3. На мониторе EHSI будет видны добавленные точки пути.
4. Если SID нас не устраивает: не в ту сторону, например, то в FMC выбираем ERASE (это очень грамотная кнопка – вроде ESC на компьютере).
5. Находим нужный SID. Если он нам нравится, то жмем ACTIVATE.
6. Еще не все. Заходим в меню RTE. Скорее всего, мы увидим предупреждение ROUTE DISCONTUNITY – маршрут разорван. Как устранить эту проблему – тут описывать не стану – много букв. Но если вы пользуетесь FMC, то такую безделицу знать должны.
7. Конечная точка SID – это развязка, перекресток при въезде на большую трассу. На какой-нибудь R2545 или G57. Если (в нашем случае) выбранный SID оканчивается на TOCCA, который забит в нашем маршруте, то проблем нет. Но он может заканчиваться каким-нибудь BITAR. В этом случае надо посмотреть, насколько нам вообще нужна точка TOCCA. Не будет ли она лишней, не уведет ли нас в сторону от наших airways? Тут бы большую зональную карту! Там, где отмечены все существующие точки и дороги. Я, увы, использую дефолтную карту FS. (Может на диске Jeppesen есть такая – большая зональная. Кто-нибудь знает?) К чему это пишу? В грамотно составленном маршруте элементы –DIRECT-> вещь редкая.. DIRECT значит напрямую, значит НЕ по разрешенным путям, через двойную сплошную. Симу, конечно, пофигу, а реалу – вряд ли. Но мы ведь и стремимся к реалу. Иначе, зачем все это?
Июль 2009.