737. Если нет ILS

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Мы посадили самолет в аэропорту Симферополя по ILS. Как правило, аэродромы, обслуживающие «большие» суда, оборудованы этой системой. Как правило, но не все. И перед пилотом при посадке встает задача выровнять самолет по глиссаде и по курсу.

Посадка по VOR

Почти все аэродромы оборудованы системой VOR, которая часто совмещается с DME – дальномерным маяком, который позволяет вычислить расстояние до радиомаяка.

Симферополь. Полоса 01. Смотрим карту VOR/DME APPROACH UKFF RWY 01, находим следующую информацию:

VOR/DME – частота 116.6. Имя маяка – SMF.

Посадочный курс – 018°.

001

Начало снижения происходит с высоты 2960 футов за 8.4 мили от VOR/DME. Это видно по профилю.

Теперь в МСР в окошко COURSE забиваем – 018. На первом навигационном приемнике (NAV 1) набираем частоту 116.6.

На картах Approach VOR/DME посадочный курс часто отличается от направления оси полосы. Так, полоса 01 в Симферополе имеет направление 09 градусов, а курс на посадку по VOR будет 18 градусов. Почему? Потому что VOR-маяк стоит не на самой полосе, не в ее торце, а где-то сбоку – на газончике.

001

Если следовать на VOR-маяк курсом по оси полосы (09°), то вы обнаружите себя летящим не на полосу, а параллельно ей.

По профилю заход на посадку начинается за 8.4 мили до VOR SMF. Достигли этого этой точки – отключайте автопилот и начинайте заход на посадку.

Посадка по двум NDB

Перед полосой 19 в Симферополе находятся два радиомаяка NDB. Если провести прямую, которая соединит оба маяка, то мы увидим, что и ось полосы находится на этой же прямой. Таким образом, для того чтобы выровнять машину перед посадкой, нам нужно лететь именно по этой прямой.

00

Смотрим на панель радио. На приемниках ADF выставляем частоты: 588 и 285 кГц.

Теперь смотрим на индикатор радио-компас. Наша задача – совместить стрелки, показывающие направление на маяки вот так:

000

Как определить точку начала захода на посадку? На руках нужно иметь карту NDB Approach и тогда у вас будут два варианта. (В нашем случае точка находится на удалении 8.4 мили от VOR SMF.)

Первый способ. Открываем FMC и вносим эту точку в маршрут: SMF189/8, где SMF – идентификатор маяка, 189 – радиал маяка, 8 – расстояние от маяка (8.4 прописать невозможно). Теперь на навигационном дисплее у вас появится искомая точка.

Второй способ. Настроить VOR-приемник на частоту 116.6 и следить за DME. Используйте для этого возможности навигационного дисплея. Там тоже есть функция радиокомпаса.

С горизонтальным профилем примерно разобрались.

Вертикальный профиль. Как соблюсти глиссаду?

Первое.

000Вам поможет система визуальной глиссады – PAPI.

Как это работает. Слева – четыре огня. Два красных и два белых. Их цвет может меняться в зависимости от того, на какой позиции относительно глиссады вы движетесь.

000Два белых, два красных. ИДЕАЛЬНО. Вы на глиссаде.

000Три белых, один красный. Высоковато. Увеличьте вертикальную скорость. Если летите «на руках», то слегка нырните.

000Четыре белых. Слишком высоко над глиссадой. Если в точке принятия решения вы наблюдаете четыре белых огня, то нужно уходить на второй круг.

000Три красных, один белый. Ниже глиссады. Прекращайте снижение. Когда увидите два белых и два красных, то есть вернетесь в глиссаду, снова снижайтесь.

000Четыре красных. Слишком низко. Если вы еще живы, то прекращайте снижение до вхождения в глиссаду. Однако будьте внимательны – вам могут помешать деревья, столбы, какие-нибудь радиодевайсы. Если такие препятствия есть, то лучше всего будет уйти на второй круг.

Не надо миллиметража! Нет – аккуратность и точность необходимы, но не нужно дергаться и переживать из-за того, что подходите к полосе не совсем идеально.

Нацельте, как камикадзе, самолет на торец полосы. Выберите точку на полосе, например цифру или зебру. Не надо паниковать, если машина летит не совсем по оси полосы. Выравнивайте. Выравнивайте заранее. Используйте педали руля поворота (RUDDER PEDALS). Только не увлекайтесь сильно: без поддержки штурвалом у самолета появится крен.

Если вы подошли к полосе с небольшим углом по отношению к ее оси, то на высоте примерно 10 футов резко втопите в пол педаль руля поворота. Самолет развернется и встанет как надо. Но если угол относительно полосы велик или полоса мокрая, то есть риск, что вас понесет юзом за пределы полосы – на травку.

Второе.

Используйте таблицу вертикальных скоростей из карты Approach. Например, как в нашем случае:

000

Предположим, что наша посадочная скорость будет равна 140 узлам. Соответственно, футов за 50 до точки начала захода на посадку включите на автопилоте режим V/S. Выставьте вертикальную скорость 800 футов в минуту. Если по огням на полосе видите, что вываливаетесь из глиссады, то отключите автопилот и летите «на руках».

Если схемы нет, то вертикальная скорость легко вычисляется по формуле «путевая пополам». То есть путевая скорость 140 узлов – вертикальная 700 футов в мин., 150 узлов – 750 и т.д. Но это правило работает только для глиссады 3 градуса.

Настанет момент, когда вам надоест сажать самолет с автопилотом. А дальше – учитесь сажать самолет визуально. Визуально, значит, рассчитывая только на мастерство, реакцию и мозги. Но это самое клевое, поверьте мне на слово.

 

Добавить комментарий