Путь, курс, пеленг и другие

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.

М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:

1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»

То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.

2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»

«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»

То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.

2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»

На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли  транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.

Однако:

2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»

Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.

3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»

См.картинку:

4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»

Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.

 

Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это  – издание от FAA.

 

1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.

Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.

2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.

Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.

2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.

Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.

3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)

Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)

4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)

Радиалы. Курсы, направленные от станции.

 

Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.

Фотография Окань Дениса.


(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)

Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.

Вот – ситуация.

000Чтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).

Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.

 

Вторая ситуация.

000Справа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.

Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.

Так что, курс это – курс, а Course это – Course.

Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».

(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)

13 thoughts on “Путь, курс, пеленг и другие”

  1. К сожалению, с некоторого времени не захожу на Avsim.su, поэтому с запозданием пишу.
    Есть некоторые сомнения в трактовке терминов :)
    “Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track)”
    Track, это линия фактического пути (ЛФП), а Путевой угол(ПУ) – Course. Всё же немного различные понятия и я бы вообще не использовал термин “Путь”. Course и переводится как понятие угла или направления.

    “Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE”
    Получается немного путано. Пеленг и Course жёстко между собой не связаны. Как самолёт не разворачивай, пеленг изменится ненамного, лишь за счёт перемещения самолёта из первоначальной точки, в которой измерили Пеленг. А Course при развороте изменится существенно.
    Course, это просто Путевой угол. Пеленг, это просто Пеленг.
    Heading, это Курс. Track, это фактическая линия пути самолёта.

    С уважением, Алексей.

    1. Спасибо за замечания. Я писал, как гуманитарий. У меня нет технического образования. От этого часто происходят непонятки, когда “все правильно, но не верно”.

      Первым моим учебником по навигации были “Основы судовождения” Макарова, когда я учился в 8 классе. И мои понятия “курс, пеленг и т.п.” оттуда.

      1. С Денисом трудно поспорить, впрочем, в этом и нет необходимости :) В чистом виде термин “путь” не используется.
        Из книг по аэронавигации мне очень нравится одноимённый учебник Сарайского и Алёшкина. Хотя многие его и не любят.
        Этот учебник говорит что ВС (а если точнее, то не ВС, а его пространственное место) движется не по пути, а по траектории (path). Линии же пути (track), это проекции траектории на земной поверхности. Удобство использования линий пути в том, что с ними мы можем вводить понятия путевых углов и оперировать этими углами в навигационных расчётах.

    2. Да, раньше было понятие МК (магнитный курс ВС) – это угол заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью ВС ( сейчас это Heading) и чтобы выдержать заданное направление на маяк, пеленгатор, локатор и т.д.- пилоты все время изменяет МК, т.к. на ВС все время воздействует ветер, который меняет направление и скорость. И поэтому МПР ( магнитный пеленг радиостанции) МПР=МК + (+,-УС /Угол сноса), УС – это и есть поправка на ветер (Его направление и скорость) Для каждого ВС УС считается по разному. И правильно сказал Алексей Пеленг – это Пеленг (Пеленгатор, маяк, локатор – стоят на месте и не двигаются, ВС – движется относительно Воздушной массы и все параметры снимаются относительно нее – СКОРОСТЬ, ВЫСОТА, но Воздушная масса сама перемещается относительно земли – вот и получаются постоянная коррекция полета – раньше эти поправки считали на Навигационной линейки или по локатору ВС , а сейчас GPS

  2. Когда я учился в БЛУГА в 1985 по СВЖ были понятия ЛЗП (линия задонного пути) и ЛФП (линия фактического пути). МК – магнитный курс ВС, он отличается от магнитного курса пути на УС (угол сноса) ВС, так же были понятия полеты на р/станцию, пеленгатор, от них, полеты по локатарам и сочетание их , определение места ВС по ним, восстановление ориентировки. Можно лететь на р/станцию в пассивном режиме , установив стрелку КУР на 0, только лететь по дуге, а если активно, считая ветер, то по прямой, а с пеленгатором – положение самолета может быть любое (МК ВС) т. к. при запросе “прямого” или “Обратного” пеленга у тебя будет угол, проходящий через ВС к пеленгатору (обратный) или через пеленгатор на самолет (прямой) и считается от магнитного направления на Север и до линии (от ВС или к ВС). Вообще СВЖ было сплошные фрмулы, углы и НЛ-10 (навигационная линейка) очень интерсная наука. Ну и конечно учитывались магнитные склонения, схождения меридианов и тд…..

  3. Здравствуйте! Сколько статей перечитал, сколько споров видел из-за этих понятий. В этой статье меня смутило про Course. Если я не ошибаюсь, course – это радиал на радиостанцию (отчет по радиомаяку) То есть, судя по картинке, bearing = 120°, а course = 60°. С другой стороны, при взлёте мы выставляем на MCP course=heading=120, если взлетаем с 12 полосы. Здесь получается, что course понимается под понятием bearing.. Что-то я запутался..поясните, если есть возможность.

  4. heading – куда направлена продольная ось самолета (Курс)
    course – заданный путевой угол
    радиал – это МПС (магнитный пеленг самолета)

Добавить комментарий