Штатно посадочную скорость рассчитывает бортовой компьютер на странице APPR PERF. Но если вам нужно рассчитать ее самостоятельно, то вот – методика.
Естественно, что для посадки нам хочется сбросить воздушную скорость самолета до минимума. Так совершенно справедливо диктует нам инстинкт самосохранения.
Начнем со скорости VLS – Lowest Selectable Speed – минимальная выбираемая скорость. Она равна скорости сваливания – VS (скорость сваливания рассчитывается компьютером исходя из массы самолета и положения закрылок) плюс 23 процента (для А320). 23 % – запас прочности, гарантия безопасности.
Минимальная выбираемая скорость при посадке с закрылками в положении FULL называется VREF. (В таблице как раз указаны эти скорости.) VREF – скорость захода на посадку.
Однако самолет садится не при скорости VREF, а при скорости VAPP – посадочной скорости. Посадочная скорость рассчитывается исходя из формулы «VREF + поправка на ветер».
Расшифруем, что такое «поправка на ветер».
Прибавляется минимум 5 узлов – дополнительная безопасность, так как ветер редко бывает устойчивым. Причем эти пять узлов добавляются даже при абсолютном штиле.
Либо прибавляется треть встречной составляющей устойчивого ветра, но не более 15 узлов.
Либо 5 узлов в случае обледенения (10 узлов вместо 5 для А320 при посадочной конфигурации 3).
Либо, либо – что больше.
Порыв учитывается только в том случае, если превышение над устойчивым большое (выше 20 узлов).
То есть добавляем к VREF не менее 5 узлов и не более 15 узлов.
Примеры
Скорость VREF – 110 узлов. Направление ВПП – 300°. Ветер 20/330°. Встречная составляющая – 17,5. Треть от 17,5 – примерно 6 узлов. Таким образом: 110+6=116 узлов скорость VAPP.
Скорость VREF – 110 узлов. Направление ВПП – 300°. Ветер 20/180°. Ветер попутный. Прибавляем 5 узлов. Таким образом: 110+5=115 узлов скорость VAPP.
A320 Landing Reference Speeds (Flaps Full)
