A320. Шасси и тормоза. Контроль

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Рычаг шасси

Рычаг выпуска и уборки шасси находится на приборной панели. Ясно, что рычаг вниз – шасси выпущено, вверх – убрано. На земле умный самолет не даст убрать шасси, а воздухе на скорости выше 260 узлов – не даст выпустить. Кончик у красной стрелки DOWN горит, если самолет в посадочной конфигурации, а шасси не зафиксировано в нижнем положении.

Аварийный выпуск шасси

Эта панелька находится на торце пьедестала, по центру.

Нужно вытянуть красную ручку, поднять ее вверх и три раза повернуть по часовой стрелке. После этого гидравлика отключится, створки распахнутся, замки на стойках откроются и, по идее, шасси вывалятся наружу под действием силы тяжести.

Панель шасси и автоматического торможения

LDG GEAR – табло шасси. Если красным светится UNLK – шасси не зафиксировались в выбранной позиции. Зеленый треугольник показывает, что шасси выпущены и зафиксированы.

AUTO BRK – панель автоматического торможения.

  • LO – тормоза будут использованы через 4 секунды после подъема спойлеров. Начнется замедление самолета примерно 1.7 метра в секунду2.
  • MED – тормоза будут использованы через 2 секунды после подъема спойлеров. Начнется замедление самолета примерно 3 метра в секунду2.
  • MAX – тормоза будут приложены вместе с подъемом спойлеров. Максимальное давление. Обычно применяется для случаев прерванного взлета.
  • Табло ON – выбранный режим.
  • Табло DECEL – реальная интенсивность торможения на 20 процентов ниже, чем предполагалось.

BRK FAN – кнопка включения вентиляторов охлаждения тормозов наших шасси. Электрический вентилятор находится внутри колесного диска. Включают вручную, если:

  • разница температуры между тормозами левого и правого шасси 200°C и выше;
  • разница температуры между двумя тормозами одного шасси выше 150°C, а температура одного из этих тормозов выше 600°C или ниже 60°C;
  • температура любого тормоза превышает 900°C.

A/SKID & N/W STRG – тумблер выключения управления поворотом носового шасси и противоюзовой системы.

Нормально зеленая гидравлическая система питает эти функции, в положении OFF тормозная система переподключается к желтой системе.

Парковочный тормоз

Чтобы поставить самолет на парковочный тормоз, нужно вытянуть ручку PARK BRK вверх и повернуть по часовой стрелке. Все другие тормоза будут деактивированы.

Парковочный тормоз нормально использует желтую гидравлическую систему, которая, естественно, отсутствует, если самолет обесточен и двигатели выключены.

Поэтому, когда уходят домой, этот тормоз отключают и ставят под колеса колодки. Но если вам захочется оставить самолет на парковочном тормозе, то гидравлический аккумулятор сможет держать его около 12 часов.

Гидравлический аккумулятор – металлический цилиндр, являющийся частью гидравлической системы. В нем находится резиновая емкость с азотом под давлением (от 1500 до 2200 PSI). Если давление в гидравлической системе падает, то резиновая емкость увеличивается и тем самым передает гидравлике часть давления, которое можно использовать для нужд самолета.

Кстати, перевод ручки в положение ON вовсе не означает, что самолет встал на тормоз. Чтобы убедиться, посмотрите на индикатор давления в тормозах.

Индикатор давления в тормозах

ACCU PRESS – индикатор давления в гидравлическом аккумуляторе. Кстати, аккумулятора хватает на семь полных нажатий на педали тормоза.

BRAKES – показывает давление, примененное к правому и левому тормозам.

Педали

Нажатием на верхнюю часть правой педали тормозим правым шасси. Левой – левым шасси.

Если нажать всей ступней, то носовое шасси начнет поворачиваться. Поворачиваться максимально на шесть градусов.

Главное назначение этих педалей в полете – поворот руля направления (RUDDER).

Рулежная рукоятка

Шесть градусов поворота – не так уж и много. Поэтому слева от командира и справа от второго пилота есть рулежная рукоятка, которая может развернуть носовое шасси аж на 75 градусов влево и вправо.

В центре этой рукоятки заметна кнопка. Для чего она? Обычно во время руления перед взлетом экипаж проверяет функционирование управляющих поверхностей самолета и руля поворота в том числе.

Эта кнопка служит для того, чтобы отключить от педалей функцию поворота носового шасси. Нажав на кнопку, можно спокойно давить на педали – самолет будет ехать куда надо.

Добавить комментарий