A320. Шасси и тормоза. Обзор системы и монитор

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

У нашего самолета три стойки шасси: одно носовое и два основных. Каждое шасси имеет по два колеса и гидропневматические амортизаторы. Основные шасси имеют систему антиюза, а носовое поворачивается влево-вправо, давая возможность задавать направление движения самолета во время руления.

Носовое шасси убирается вперед, а основные – вбок, к продольной оси судна. Уборку и выпуск шасси осуществляет гидравлическая система. Если гидравлика вышла из строя, то существует аварийный способ выпуска шасси, когда они вываливаются из своих ниш под действием силы тяжести.

Противоюзовая система мониторит скорость вращения всех колес. И если скорость вращения какого-нибудь колеса выше скорости движения самолета по полосе, то тормоза начинают уменьшать скорость его вращения. Все колеса должны вращаться с одинаковой скоростью.

Система автоматического торможения после касания полосы начинает тормозить с интенсивностью, выбранной пилотом.

Монитор ECAM. Шасси

(1) Треугольники означают выпущенное шасси. Зеленый треугольник означает, что шасси вышло и зафиксировалось нормально. Два треугольника: два контроллера, которые управляют выпуском шасси.

Один контроллер подстраховывает другой. Если один из контроллеров выйдет из строя, то в треугольнике будут нарисованы оранжевые ХХХ. Красный треугольник – стойка шасси находится в движении, а если долго красный – значит, шасси не вышло.

(2) Положение створок шасси.

(3) Температура тормозов.

Если какой-нибудь тормоз очень горячий, то сверху появляется оранжевая арочка (4) для привлечения внимания.

(5) Зеленые полоски появляются после выпуска шасси и показывают, что противоюзовая система исправна.

(6) Текстовая информация. Нормальное состояние – зеленым цветом. Ненормальное – оранжевым.

  • AUTO BRK MED – армировано автоторможение с уровнем замедления MED;
  • STEERING – переднее шасси по какой-то причине лишилось способности поворачиваться;
  • L/G CTL – положение шасси не соответствует положению рычага шасси;
  • A/SKID – противоюзовая система неисправна либо отключена;
  • ALTN BRK – активна альтернативная система торможения;
  • AUTO BRK – неисправна система автоматического торможения.

(7) Поскольку к торможению непосредственное отношение имеют еще и тормозные щитки – спойлеры, то их индикацию решили разместить тут же.

2 thoughts on “A320. Шасси и тормоза. Обзор системы и монитор”

  1. Здравствуйте. Спасибо за книгу, написано все просто и понятно. На глаза попалась одна ошибка по антиюзовой системе. У вас написано, что тормоз притормаживает колесо, которое вращается быстрее чем движется ВС. Не понятно как такое возможно. Это ведь не автомобиль, где колеса получают вращение от двигателя и могут вращаться быстрее чем на самом деле движется автомобиль.

    Система работает так: при обнаружении датчиками ВС, что одно из колес главных шасси вращается медленнее чем другие, тормоз на этом колесе ослабляется и тем самым дает колесу раскрутиться и выровняться по скорости с другими колесами. Есть тест по АММ TASK 32-42-00-720-002-A если у вас есть доступ к нему. Там все расписано, как и что, недавно мы делали такой тест. Замедляли вращение датчика на одном из колес и тормоз отжимал это колесо.

    1. Спасибо за столь ценное замечание! Я непременно внесу такую правку в следующее издание книги!
      Более того, надо сделать отдельную заметку на сайте.

Добавить комментарий