Высота и давление. Альтиметр.

Сегодня даже в самых совершенных самолетах, напичканных электроникой, для измерения высоты полета используется прибор, в основе которого устройство, изобретенное в середине XIX века.

Устройство это – барометр-анероид. Анероид – запаянная эластичная коробочка из металла заполненная газом. Если атмосферное давление повышается, то оно сдавливает стенки коробочки. Коробочка сжимается и двигает прикрепленную к ней стрелку. Атмосферное давление понижается – коробочка, наоборот, расширяется и снова двигает стрелку, только в другую сторону. Измеряя давление за бортом самолета, мы измеряем высоту, потому что: чем выше над землей, тем ниже давление. Механическая основа альтиметра – прибора для измерения высоты – барометр-анероид.

Перед полетом мы прослушиваем метеосводку, где есть информация об атмосферном давлении. Это – давление в районе аэродрома, но НА УРОВНЕ МОРЯ. Мы вводим этот показатель в наш альтиметр, тем самым как бы обнуляя его. Но не совсем «на ноль», поскольку аэродромы редко находятся на уровне моря. Пулково, например, возвышается над морем на 79 футов.

Таким образом, все самолеты, летающие в зоне аэропорта Пулково, получают универсальный показатель высоты. И когда диспетчер называет 10 000 футов, эта высота будет одинаково воспринята всеми, у кого в альтиметрах указано одинаковое давление.

Возникает законный вопрос. Значит пилоты вынуждены постоянно слушать сводку погоды и менять установку альтиметра? Ведь в разных точках маршрута и атмосферное давление разное – погода не бывает одинаковой на всей земле.

Проблему решили гениально просто. Существует рубеж высоты – «высота перехода» (Transition Altitude), в симуляторе это – 18 000 футов. Выше этой отметки все пилоты выставляют одинаковое давление. Одинаковое или «стандартное» давление – 29,92 дюйма рт.ст., иначе — 760 мм рт.ст., иначе – 1013 ГектоПаскалей.

18 000 – только в симуляторе. В реальной жизни почти у каждого аэродрома своя высота перехода.

Диспетчер, который предписывает нам снижение ниже 18 000 футов, должен сообщить текущее давление в районе аэропорта назначения. Если он этого не сделал – настройтесь на частоту ATIS.

Кроме того. Как только вы снизитесь на высоту 2500 футов НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ЗЕМЛИ, включится радиовысотомер – прибор, который будет показывать высоту над поверхностью земли. Но это уже другая история, которая к анероиду не имеет никакого отношения.

Аббревиатуры:

QNH – на альтиметре установлено текущее давление на уровне моря.
QFE – на альтиметре установлено текущее давление на уровне порога ВПП.
QNE – на альтиметре установлено давление 29.92 дюйма рт.ст. или 760 мм рт.ст. или 1013 гектопаскалей.

Добавить комментарий