Радиомаяки, также как и обычные маяки, служат для навигации, для определения местоположения судов. Для определения направления на радиомаяк пилоту нужен радиокомпас.
NDB и VOR
NDB (Non-Directional Beacon) – приводная радиостанция (ПРС) – радиомаяк, работающий на средних волнах в диапазоне 150—1750 кГц. Самый простой домашний радиоприемник АМ-FM способен принимать сигналы таких маяков.
Жители Санкт-Петербурга могут настроить приемник на частоту 525 кГц и услышать морзянку: «PL» или точка-тире-тире-точка, точка-тире-точка-точка. Это местный NDB радиомаяк, который приветствует нас из Пулково.
Кто-то из коллег вирпилов, сравнивая принципы работы маяков NDB и VOR, привел интересную аналогию. Представьте, что вы с другом потерялись в лесу. Ваш друг кричит: «Я здесь!». Вы определяете направление на голос: судя по компасу, азимут – скажем, 180 градусов. Это NDB.
А вот если бы ваш друг кричал: «Я здесь – радиал 0 градусов!». Вот это уже – VOR.
VOR (VHF omnidirectional radio range) – Всенаправленный азимутальный радиомаяк (РМА), работающий на частотах в диапазоне 108 – 117.95 МГц.
NDB посылает одинаковый сигнал во всех направлениях, а VOR транслирует информацию об угле между направлением на Север и направлении на самолет относительно СЕБЯ или иными словами – РАДИАЛ.
Не понятно? Скажем иначе. VOR в каждом направлении от себя – от 0 до 360 градусов – излучает индивидуальный сигнал. Грубо говоря, 360 сигналов по кругу. Каждый сигнал несет в себе информацию об азимуте любой точки относительно маяка, где этот сигнал принимается. Эти сигналы-лучи называются радиалами. На Север он посылает сигнал 0 (ноль) градусов, на Юг – 180 градусов.
Если бы ваш любительский AM/FM приемник мог принимать частоты VOR и декодировать их, то, приняв такой сигнал, вы бы услышали: «Я – маяк SPB, радиал 90 градусов». Это значит, что ваше тело находится ОТ маяка строго на Востоке – 90 градусов. Это значит, что если вы пойдете строго на Запад – курсом 270 градусов – то рано или поздно вы увидите перед собой этот маяк.
Самое важное для нас свойство VOR – возможность автоматического пилотирования на источник сигнала этого радиомаяка с выбранным курсом. Для этого навигационный приемник настраивается на частоту радиомаяка, а на панели автопилота выбирается курс подхода к нему.
А как определить расстояние до маяка? Сколько до него идти? Для этого существует DME.
DME (Distance Measuring Equipment) – Всенаправленный дальномерный радиомаяк или РМД. Его задача – дать нам информацию о расстоянии между ним и нашим самолетом.
DME обычно совмещен с VOR, и это очень удобно – иметь сведения о нашем положении относительно маяка и расстоянии до него. Только, для того, чтобы определить это расстояние самолет должен послать сигнал-запрос. DME отвечает на него, а бортовое оборудование вычисляет – сколько времени прошло между отправкой запроса и приемом ответа него. Всё происходит автоматически.
VOR/DME – страшно полезная вещь при посадке.
ILS
Курсоглиссадная система – ILS. Это радионавигационная система захода на посадку. Ею оборудовано, пожалуй, 90 процентов аэродромов, куда садятся большие самолеты вроде нашего.
ILS нужно знать как «Отче наш». ILS делает посадку не только удобной, но и безопасной. Есть аэродромы, где иные способы посадки невозможны или даже недопустимы.
Из названия системы следует, что по ней самолет автоматически выравнивается по оси полосы (курсовая система) и автоматически входит в глиссаду и держит ее (глиссадная система).
На земле установлены два радиомаяка: курсовой и глиссадный.
Курсовой маяк – КРМ – (LOCALIZER) наводит самолет на взлетно-посадочную полосу в горизонтальной плоскости, то есть по курсу.
Глиссадный маяк – ГРМ – (GLIDESLOPE или Glidepath) ведет самолет на полосу в вертикальной плоскости – по глиссаде.
Радиомаркеры
Маркерные радиомаяки — это устройства, которые позволяет пилоту определить расстояние до взлетно-посадочной полосы. Эти маяки посылают сигнал узким пучком вверх, и когда самолет пролетает точно над ним, пилот узнает об этом.
Outer marker (LOM) – Дальний маркер – стоит на расстоянии 4-7 миль от торца ВПП. Во многих случаях сигнализирует пилоту о точке входа в глиссаду.
Middle marker (LMM) – Ближний маркер – находится на 0.5 – 0.8 мили от торца полосы и говорит пилоту о точке принятия решения.
Inner marker – Внутренний маркер – находится точно над торцом полосы.
Нам не нужно настраивать маркерный приемник на борту нашего самолета. Все маркеры работают на одной частоте – 75 МГц. Слева на передней панели перед местом капитана воздушного судна есть небольшая панель с тремя лампочками разных цветов. Когда мы будем пролетать над маркерами, то услышим сигналы маркеров и увидим: если мигает синяя лампа – под нами дальний маркер, желтая – ближний маркер и белая – внутренний маркер.
Надо сказать, что сложно встретить взлетно-посадочную полосу, оборудованную полным комплектом маркеров – всеми тремя.