737. FMC Advanced (4). Раздел «POS INIT».

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

(Под редакцией Окань Дениса.)

Position initialization – в этом разделе содержатся настройки, связанные с определением местонахождения воздушного судна. К этому разделу мы всегда обращаемся при предполетной подготовке.

Первая страница раздела:

006_023
Сразу скажу о L5 и R5.

L5 – точные время и дата, которые FMC получает с GPS спутников. GMT – Greenwich Mean Time – время по Гринвичу.

R5. Обычно эта ячейка пуста. Информация в ней появится, когда IRS будет переведена в режим АТТ и ей (IRS) понадобится узнать наш курс. Посмотрите на магнитный компас, который висит на самом видном месте в кабине и введите его показания в эту ячейку. Эта ячейка принадлежит IRS.

Теперь о самом важном на этой странице.

R1. Last position. Когда в порту назначения вы встаете на парковке или у выхода на посадку (gate), FMC продолжает отслеживать ваши координаты до того самого момента, пока вы не обесточите само- лет. В ячейке R1 прописаны те координаты, которые FMC запомнил перед своим отключением.

Но. Во-первых, хотя все авиационные приборы и сенсоры сделаны по последнему слову техники, они не идеальны. Поэтому между координатами в R1 и действительными координатами может быть существенная разница.

Во-вторых, неисправный самолет в «бессознательном» состоянии могут отбуксировать куда угодно. В-третьих, может произойти банальный сбой. Я веду к ситуации, когда координаты в R1 больше не являются актуальными. А ячейка R4 требует текущих координат. Эта ячейка – собственность IRS. Из нее данные прямиком поступают в IRS, которая не начнет согласование, пока не получит текущих координат. А без IRS в современном самолете мы, увы, лететь не можем. Где взять текущие координаты?

Способ первый – извилистый.

Способ на тот случай, если у вас не работа- ют или не могут принимать сигнал GPS- приемники. В ячейку L2 вводите код аэропорта вылета, т.е. того, где вы сейчас находитесь. FMC найдет в базе данных координаты порта и пропишет в ячейку R2. Но представьте площадь, которую занимает аэродром типа JFK, или Шереметьево, или Франкфурт – целый город. Где вы, а где та точка на аэродроме? Серьезная погрешность получится.

Поэтому существует ячейка L3 – номер выхода на посадку (gate). Если вы стоите на выходе под посадку, то введите его номер. Если же вы на парковке или в базе данных FMC такого номера нет, то посмотрите пакет карт вашего аэродрома и найдите таблицу INS COORDINATES, где перечислены стоянки и выходы на посадку с точными координатами места. Эти данные и введите в строку SET IRS POS.

Способ второй – самый простой.

Переключитесь на следующую страницу раздела клавишей «NEXT PAGE».

Страница POS REF:

006_024

Тут нужно сделать небольшое отступление. FMC получает информацию о местоположении из трех основных источников: IRS, GPS и радиосканер. Потом FMC эти данные усредняет и получает свои координаты (L1), которыми и пользуется. При усреднении FMC отдает предпочтение сперва GPS (L4-L5), потом – радиосканеру (L6), а уж потом IRS (L2-L3). IRS – самый неточный прибор в этом плане.

Радиосканер по текущим координатам определяет маяки, находящиеся поблизости, настраивается на них, выбирает наиболее, по его мнению, достоверные и использует их для определения RADIO POSITION.

На странице POS REF показаны координаты воздушного судна с точки зрения всех источников. Так выглядит эта страница в полете, потому что радиосканер L6 на земле не работает, и в ячейках R1-R3 показана текущая скорость судна с точки зрения IRS и FMC – 95–99 узлов.

Вот с этой страницы и удобнее всего брать координаты для IRS. Выберите левый или правый GPS, кликнув по L4 или L5. Выбранные координаты появятся в командной строке, потом переключитесь на предыдущую страницу с помощью клавиши «PREV PAGE» и вставьте в ячейку SET IRS POS.

Ясное дело, что цифры для рисунка взяты «с потолка», но даже здесь можно видеть, что данные расходятся. Когда разница в координатах станет критичной, то на FMC появится надпись: «IRS NAV ONLY». Это значит, что ни GPS, ни радио теперь в расчет не принимаются, и самолет слушает только IRS. Ситуацию надо исправлять. Для этого переключаемся на следующую страницу – POS SHIFT.

006_025

Здесь мы видим страшную картину. Например, точка, которая вычислена с помощью радиосканера ( R4 ), находится на расстоянии 0.3 мили от суммарной точки в направлении 065 градусов, а правая IRS ( R3 ) – аж на 1.1 мили с направлением 254 градуса. Суммарная или опорная точка здесь – точка, чьи координаты прописаны на предыдущей странице (POS REF) в ячейке L1, то есть – FMC POS.

Если мы изобразим на карте то, что видим на странице POS SHIFT, получим следующее:

006_026

Звездочками обозначены координаты, где с точки зрения каждого из приборов мы в данный момент находимся. Страница POS SHIFT дает нам возможность выбрать – какие из этих координат мы будем использовать в качестве опорной точки, иными словами – какому прибору мы доверяем больше. Я выбираю левый GPS: нажимаю кнопку L2, а затем – EXEC. Взаимное расположение звездочек не поменяется, но острие треугольника – FMC POS – теперь будет совпадать со звездочкой GPS (L).

Этот процесс и называется Shift – (англ.) перемещение, сдвиг.

Ячейка L4. В этой ячейке два числа: RNP (Required Navigation Performance) и ACTUAL (Actual Navigation Performance). Посмотрите на схему – в этом круге (радиус 0.15 миль) точность определения места составляет 95 процентов. FMC постоянно оценивает себя – насколько он точен. Это зависит не от него, а от количества видимых в данный момент GPS спутников и радиомаяков, а также качества их сигналов. Число ACTUAL – как раз этот радиус. Чем меньше число – тем увереннее FMC определяет место.

А число RNP показывает так называемый «допуск» (в нашем случае: насколько большим может быть этот радиус для нормального выполнения полета). В нашем случае это – 2 мили. Если ACTUAL будет больше 2 миль, на навигационном дисплее мы увидим надпись: UNABLE REQD NAV PERF-RNP.

Еще ситуация.

Допустим, один из GPS приемников сошел с ума и утверждает, что мы находимся совсем в другом месте, например в другом полушарии, и начинает портить всю картину. Для того чтобы отключить безумца, предпринимаем следующие шаги: жмем R5 – NAV STATUS.

Кстати, на первой странице NAV STATUS вы можете увидеть, как работает радиосканер.

006_029

Здесь перечислены 10 DME маяков, которые, по мнению FMC, должны быть неподалеку от нас. (Две колонки под DME-L и DME-R.)

  • Данные маяка (идентификатор и частота) подсвечены (на рисунке обведены прямоугольником), если эти маяки используются для навигации.
  • Данные маяка выводятся мелким шрифтом, если с этих маяков сигнал не принимается. То есть в базе данных они есть, а приемник почему-то их не слышит.

Верхняя строка (VOR-L и VOR-R) показывает, что настроено на приемниках NAV 1 и NAV 2, которые находятся в кабине пилотов.

«GPS (2)» и «IRS (2)» сообщают нам о том, что для навигации задействованы оба GPS-приемника и обе IRS.

Мы жмем кнопку NEXT PAGE и оказываемся на странице NAV OPTIONS.

006_030

На этой странице клавишами ячеек L3, L4 и R3 мы можем запретить FMC ориентироваться на местности с помощью приемников DME, VOR и GPS соответственно. Нам нужно вырубить GPS: кликаем по R3, подсветится OFF – значит FMC больше не слушает GPS.

L1 и R1 – здесь можно прописать идентификаторы тех DME-маяков, которые мы хотим исключить из числа доверенных. Радиосканер не будет принимать их во внимание.

L2 и R2 – то же самое – здесь прописываются те VOR маяки, которые FMC не должен принимать во внимание в качестве ориентира.

Далее: Раздел “N1 Limit”.

Оглавление

Добавить комментарий