FMC Advanced (8). Раздел DES.

 

Самый сложный для выполнения режим.

Этап полета под названием Descent начинается с точки T/D (Top of Descent) и заканчивается точкой E/D (End of Descent). Последняя – это либо точка на поверхности ВПП аэродрома назначения, либо точка вхождения в глиссаду.

Из чего складываются и T/D, и Т/С (Top of Climb)? Прежде всего, из ограничений по скорости и высоте (например, SIDs или STARs) и силы и направления ветра. Но, если на Т/С – на финальную точку набора высоты мы почти не обращаем внимания: какая в сущности разница – где мы выйдем на заявленный эшелон. То Top of Descent – точка начала снижения – имеет решающее значение, потому что точка окончания снижения – E/D – жестко фиксирована. Мы имеем четкий отрезок, после вхождения в который который он не может быть сокращен или удлинен. На этом отрезке существуют точки, которые должны быть пройдены с определенной скоростью и на определенной высоте. В этом то и есть главная сложность режима Descent.

006_012

Не случайно именно в разделе DES есть страница «FORECASTS» – прогноз погоды, где мы вводим скорость и силу ветра на разных эшелонах. Ввели погоду – T/D передвинулась, ввели STAR – T/D опять передвинулась, ограничение на эшелонах ниже FL100 – снова подвижка.

Сущая правда – FMC в режим DES переходит автоматически. Но для этого за 5, а некоторых типах FMC и за 10 миль до точки T/D на панели МСР (гр. говоря – автопилота) нужно выбрать самую малую высоту, например, высоту превышения аэродрома. Высота, установленная на МСР, в системной иерархии ВСЕГДА имеет приоритет перед FMC.

Когда крафт подошел к точке T/D (и вы готовы к этому – см. выше), то FMC автоматом переключится в раздел DES, и вы увидите заголовок “ACT DES PATH”, что расшифровывается как «Активен режим снижения по траектории».

Вообще, в разделе DES есть два варианта снижения: SPEED и PATH. По умолчанию активизируется PATH – т.е. по траектории, по профилю. Иными словами: по всем точкам подхода, включая STAR, с соблюдением ограничений по высотам в каждой точке.

Суть Режима PATH:
– FMC Следит За ПРОФИЛЕМ (ТРАЕКТОРИЕЙ) Снижения,
– ПИЛОТ Следит За СКОРОСТЬЮ.

Гениальный, великолепный, удобнейший режим! Но почему-то в симе все это реализовано как-то кривовато.

Пилот управляет скоростью с помощью интерцепторов (спойлеров) и РУДами. Если скорость становится выше требуемой – притормаживаем интерцепторами, ниже – налегаем на РУДы. И тут оказывается, что в реале или даже в симкабине сделать это проще, чем в FS.

В симкабине притормозить интерцепторами также просто, как почесать ногу – ручка рядом, и хочешь – выпустил на четверть, хочешь – на половину. Легко убрал. В симе, мало того, что работа с интерцепторами крайне неудобна, она еще и не до конца реализована и высчитана при создании модели. Выпустите спойлер в симе – да, крафт притормозит, теперь уберите – и он помчится вперед со всей дурацкой мочи, да еще и тряханет поперечно.

То же самое с РУДами. В реале или симкабине кладешь руку на холодные костяшки, толкаешь, РУДы, мягко сопротивляясь, поддаются – скорость увеличивается. Руку убрал – РУДы плавно возвращаются на место. И все это в режиме VNAV! Попробуйте сделать то же самое в симе. Вот то-то.

Недоработано, вообщем. Вот что пишет Майк Рэй в своей толстой мурзилке «Flying The Boeing 700 Series Flight Simulators» (pg. 205): «I believe that VNAV function of the FMC is so complex and mysterious (подчеркнуто мной), that few if any mere human pilots understand just how it works». Эта «таинственность» – принадлежность именно сима, именно сыроватого, недоработанного софта, и Майк Рэй, я считаю, расписывается в этом.

Ну почему не сделать в симе такую простую и крайне полезную вещь, как ограничение скоростей по закрылками, которое находится в прошивке FMC?! Поясню. В разделе DES есть ячейка SPD REST – ограничение по скорости. По умолчанию там стоит 240/10000, то есть скорость 240 на эшелоне до 10000 футов. В реальном FMC в его прошивке забиты еще и ограничения по закрылкам. То есть – рычаг управления закрылками сопряжен с FMC, и, если вы выпустили закрылки на 15 градусов, а по техтребованиям скорость крафта для 15 градусов не должна превышать, допустим, 150 узлов, то на экране FMC в ячейке появится: 150/FLAPS. И теперь ЗАДАННОЙ скоростью будет 150 узлов. Крафт будет стремиться замедлиться до этой отметки. Ничего не нужно подсчитывать, подглядывать в шпаргалку. Но в симе такой простой вещи нет.

006_013

ОК. Оставим обиды. Дальше. Вторым режимом снижения является режим SPD – SPEED.

В Режиме SPD:
– FMC Следит За СКОРОСТЬЮ,
– ПИЛОТ Следит За ПРОФИЛЕМ (ТРАЕКТОРИЕЙ).

То есть – режим противоположный режиму PATH.

Чтобы управлять самолетом в траектории используются те же средства: РУДы и интерцепторы.

В некоторых моделях крафтов есть интересная фишка. Если вы снизились не в нужной точке, а раньше, чем нужно, то крафт перейдет в горизонтальный режим полета, долетит до точки и лишь потом позволит продолжить снижение.

006_014

Если вы находитесь в радиусе 50 миль от T/D (Top of Descent), то на экране FMC появляется функция DES NOW> – «Начать снижение незамедлительно». Крафт начнет снижение с вертикальной скоростью около 1000 фут/мин.

Иногда на этой странице в командной строке может появиться предупреждение:DRAG REQUIRED. Это FMC просит торможения. Интерцепторами, разумеется.

Отключается режим DES по достижении точки входа в глиссаду.

Раздел DES – Интерфейс

006_019

Заголовок следует читать так: “Активен экономичный режим снижения по траектории“.

1. Высота конечной точки снижения – End fo Descent.

2. Текущая, экономичная скорость.

3. Ограничение по скорости.

4. Вертикальная девиация – на сколько по вертикали крафт отклонился от траектории. Hi – higher – выше, чем требуется.

5. Переход в раздел Forecasts – прогнозы погоды.

6. Ближайшее ограничение: в точке NAKAT скорость 220 при высоте 6000 футов.

7. До ближайшей точки (NAKAT) осталось 1,2 мили и будем мы там в 14:25 по Зулу.

8. В ближайшей точке высота должна быть 6000 футов.

9. FPA – Flight Path Angle – угол между вертикальным направлением ВС и поверхностью земли.

V/B – вертикальное направление от текущей позиции до следующей точки.

V/S – вертикальная скорость.

10. Переключение в режим SPEED DESCENT.

11. RTA – Required Time of Arrival – переключает в раздел PROGRESS.

Как было сказано выше, страница Forecasts (прогноз погоды) раздела Descent помогает сделать этот самый Descent еще более приятным. После заполнения страницы точка T/D обязательно передвинется – и это правильно, так как FMC высчитал точное снижение с учетом ветров.

Раздел DES – Страница FORECASTS

006_020

Что тут написано?

Читаем заголовок: “Изменена страница прогнозов“. Это значит, что данные были введены, но они еще не сохранены и не обсчитаны. Для того, чтобы сохранить и MOD (режим редактирования) превратить в ACT (текущий актуальный режим) надо нажать кнопку EXEC. Но это вы, конечно, знаете.

1. Transition Level – эшелон перехода.

2. Cabin Rate – показатель изменения давления в салоне. FPM – Feet per Minute – футов в минуту. Величина с FMC не регулируется – см. оверхэд.

3. Вся строка. Эшелон – скорость и направление ветра на нем. Таких строк три, для трех различных эшелонов. Ключевая строка на этой странице. Исходя из этих данных FMC рассчитывает профиль снижения.

Всех, конечно, интересует, где взять данные для этого пункта: скорость и направления ветров на различных эшелонах.

В дефолтном симе этого нет – не ищите. Данные, которые передает ATIS, сюда не годятся, так как они передают ветра на таких высотах, где снижение – DESCENT – уже фактически окончилось.

В реале пилоты используют ACARS. Для нас же остается гуглить на словосочетание «Winds aloft», а может и вовсе забыть об этой опции – ни в одном из популярных симов она не реализована.

4. TAI ON/OFF. TAI – Thermal Anti-Ice. В этой ячейке вводятся данные – эшелоны – для включения-выключения системы Anti-ice. Это имеет значение при расчете снижения, т.к. вкл/выкл Anti-ice влияет на параметры работы двигателей. Слушайте ATIS.

5. ISA DEV / QNH. ISA – International Standard Atmosphere – атмосферный стандарт (МСА – по-нашему). ISA это 15 градусов Цельсия при давлении 29.92 на уровне моря. DEV – deviation – отклонение. До слэша эту ячейку следует читать так: Отклонение от Стандартной температуры на эшелоне (НЕ В ПОРТУ ПРИБЫТИЯ!). После слэша – давление в порту прибытия (над уровнем моря).

Отклонение от Стандартной температуры равняется разнице между забортной температурой и Стандартной температурой для данного эшелона.

Стандартная температура изменяется на 2 градуса по Цельсию каждую вертикальную тысячу футов (в Имперской системе) или на 6,5 градусов на каждый километр (в Метрической системе). То есть на эшелоне FL300 Стандартная температура составит
30 х 2 = 60
15 – 60= – 45С
Если за бортом -55С, то девиация будет равна:
-45 – (-55) = – 10 С
Почему «минус»? Потому -55 холоднее, чем -45.

В любом случае, париться по поводу девиаций не надо, т.к. я не видел ни одного сима, где была бы реализована эта опция. Увы.

6. ERASE – отмена внесенных изменений.

Далее: Раздел FIX.

Оглавление

Добавить комментарий