777. Управление по рысканию

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

По рысканию самолет управляется рулем направления. В нижней части руля есть дополнительная плоскость, которая отклоняется на угол в два раза больший, чем основной руль. Такое решение повышает эффективность этих поверхностей.

При высоких скоростях угол отклонения руля уменьшается для того, чтобы ослабить нагрузку на конструкцию. То есть на эшелоне пилот давит на педаль с такой же силой, что и на земле, но руль отклоняется на меньший угол.

Пилот управляет рысканием через педали и триммер руля направления.

С педалями все понятно: нажали на правую – самолет начал совершать маневр рыскания вправо. И, соответственно, на левую – влево.

Триммирование

Круглую ручку триммирования пружина возвращает в нейтральное положение. NOSE L означает, что если повернуть ручку против часовой стрелки, руль поворота начнет отклоняться так, что нос самолета вскоре развернется в левую сторону.

Отклонение можно видеть на шкале триммирования RUDDER TRIM, где цифры означают градусы.

Маленькая кнопочка MANUAL TRIM CANCEL возвращает руль в исходное положение – «0».

Демпфер рыскания

В нашем самолете нет отдельной системы или устройства под названием «Демпфер рыскания» – Yaw Dumper. Все функции по гашению колебаний по рысканию взяли на себя PFC и руль поворота.

THRUST ASYMMETRY COMPENSATION (TAC)

На одной панели с тумблером PRIMARY FLIGHT COMPUTERS есть выключатель системы компенсации асимметрии, которая неизбежно возникает в случае потери одного из двигателей.

Такая же асимметрия может возникнуть в результате того, что тяга одного двигателя выше тяги другого более чем на 10 процентов.

В таких случаях подключается данный компенсатор, который рассчитывает и настраивает триммер руля поворота таким образом, чтобы уменьшить угол рыскания.

TAC не включится, если скорость ниже 70 узлов, или включен реверс, или выключатель THRUST ASYM COMP находится в положении OFF.

Добавить комментарий