А320. Панель управления режимами полета – Flight Control Unit

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

С этой панели, панели FCU, управляют важнейшими параметрами: скоростью, курсом, высотой полета и скоростью изменения высоты полета.

При этом существуют два способа задания этих параметров: SELECTED и MANAGED.

SELECTED – ВЫБРАННЫЙ. Выбранный и заданный ПИЛОТОМ параметр.

MANAGED – самолетом УПРАВЛЯЕТ некий МЕНЕДЖЕР, а не пилот. Этот менеджер – бортовой компьютер. Бортовой компьютер рассчитал параметр и задал его на FCU.

Только пилот решает – что будет управлять самолетом: Selected или Managed. Для этого задатчик (высоты, скорости или курса) должен быть либо утоплен внутрь панели, либо вытянут. Например, мы хотим, чтобы скоростью управлял компьютер (Managed), а курсом – пилот (Selected). Для этого задатчик курса (5) вытягиваем на себя, а задатчик скорости (1) нажимаем.

Первую русскую книгу об этом типе самолета написал Павел Козловский вместе с Сергеем Цыгановым. Они просто и гениально рекомендуют, как запомнить, где Selected, а где Managed. Когда вы нажимаете селектор задатчика, то толкаете, отталкиваете, отдаете управление компьютеру. Когда вытягиваете, то тянете на себя, принимаете на себя управление самолетом.

А как быстро, глянув на FCU, понять – кто чем управляет? Тут я тоже придумал свое скромное ноу-хау по запоминанию: когда вы отдаете управление компьютеру, то выше, на дисплее, в окошке параметра, загорается крупная точка (например, в ячейке SPD: (2) и (3)); так вот, представьте, что эта точка – внимательный глаз железного парня, которому нажатием на селектор дали команду следить за полетом или каким-то отдельным параметром.

Поэтому точка – это однозначно Managed.

(1). Селектор задатчика скорости. Вращением задается скорость, которую можно наблюдать в окошке задатчика скорости

(2). Нажатием управление передается компьютеру, в окне задатчика появляются три прочерка, и открывается «глаз» компьютера (3).

(4). Переключатель единицы измерения скорости: узлы или число Маха. Узел – морская миля (1852 метра) в час. Один Мах равен скорости звука в воздушной среде.

(5). Селектор задатчика курса. Окошко задатчика (6) и «глаз» компьютера (7).

(9). Переключатель режимов полетных директоров: HDG/VS или TRK/FPA.

HDG/VS – режим, где используется курс полета и вертикальная скорость.

Курс – куда смотрит нос самолета. Вертикальная скорость – скорость изменения высоты в футах в минуту.

TRK/FPA – режим, где используется путевой угол и угол наклона траектории полета.

Путь или путевой угол – куда движется самолет. Угол наклона траектории измеряется в градусах.

Соответственно, в режиме TRK/FPA вместо курса можно задавать путь, а вместо вертикальной скорости – угол траектории.

Индикатор (8) сообщит нам – какой сейчас режим активен.

(10). «Глаз» задатчика высоты. Глаз горит, если для высоты режим Managed активен или армирован.

(11). METRIC ALT. Включение на полетных приборах дополнительного отображения высоты – текущей и заданной – в метрической системе.

(12). Селектор задатчика вертикальной скорости. Вращением задаем вертикальную скорость. Нажатием – прекращаем любое изменение высоты. Вытягиваем – активируем снижение или набор с заданной вертикальной скоростью. Там справа есть напоминалка: «PUSH TO LEVEL OFF» – «Нажмите, чтобы прекратить набор/снижение». Так что, не перепутаете.

(13). Селектор задатчика высоты полета. Можно вращать и нажимать. Внешнее кольцо – очень удобная вещь – переключатель шага селектора. 100 и 1000. Чтобы в окошке задатчика высоты набрать 36000, нужно переключиться на шаг в тысячу и сделать всего лишь 36 кликов.

В окошечке высоты – всегда высота, здесь не бывает прочерков.

(14). Кнопки включения автопилотов: первый автопилот (АР1) и второй автопилот (АР2).

(15). Кнопка включения автомата тяги – A/THR.

(16). LOC – кнопка включения режима полета на курсовой маяк или VOR.

(17). APPR – включение либо армирование режима захода на посадку.

Если на MCDU был выбран режим посадки по ILS, то включает/выключает или армирует режимы LOC и G/S.

Если был выбран режим, отличный от ILS, то армирует режимы APP NAV и FINAL.

(18). EXPED. При нажатии самолет устремляется с максимальной вертикальной скоростью занять высоту, указанную в окошке высоты. В наборе скорость будет «Green Dot», в снижении – 340 узлов.

EXPED простым нажатием кнопки не отключить – надо выбрать другой режим.

1 thought on “А320. Панель управления режимами полета – Flight Control Unit”

  1. Игорь, большое спасибо за отличный разбор! Даже чайнику (мне) всё понятно :) Такого же, чтобы со стрелочками и циферками, не смог найти. На FlyWire есть статейка (там про все компоненты FlightDeck хорошо расписано), но и там нет цифр, а меж тем с ними гораздо нагляднее. И запоминалка хорошая: про глаз компьютера.

Добавить комментарий