А320. Фазы полета и законы (Laws)

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Фазы полета

Весь полет самолета из пункта А в пункт Б делится на восемь частей, эпизодов, или, как говорят сами создатели этой машины – восемь фаз полета. Переход из одной фазы в другую происходит при выполнении какого-то условия. Вы не сможете перейти на следующую фазу, если условие не было выполнено.

Каждая фаза – набор уникальных параметров полета.

Наш самолет не сможет нормально выполнить полет вне этих фаз.

Законы (Laws)

В документации этот набор правил значится как «Laws» – «Законы» или «Режимы».

По сути, каждый закон описывает степень вмешательства автоматики в процесс управления самолетом.

  • Normal law
  • Alternate law
  • Direct law

Автоматика – помощь пилоту в управлении воздушным судном. Но не только. Вмешательство автоматики еще и «Защита от дурака». То есть защита от ошибок человека. Чем выше закон, тем выше защита.

Итак.

Normal Law

Высший закон – высшая степень вмешательства автоматики в процесс управления. Normal Law – штатный закон. Самолет в штатном режиме летит и управляется в Normal Law.

Какая защита у нас есть?

1. Ограничение угла атаки. Это самая главная функция защиты, которая имеет приоритет над остальными.

Принцип следующий. Если угол атаки становится больше, чем условная отметка ALPHA PROT (α Prot), начинает работать защита. Основной режим управления самолетом меняется на режим AOA (Angle Of Attack). Автоматическое триммирование прекращается, автопилот отключается и самолет опускает нос вниз, чтобы избежать сваливания.

Если угол атаки увеличивается дальше, то он достигает условной отметки ALPHA FLOOR. Двигатели выходят на взлетный режим – TOGA.

Если угол продолжит увеличиваться, то рано или поздно может быть достигнута отметка ALPHA MAX, за которой самолет таки свалится в штопор.


Как вернуться в нормальный режим
 Когда угол атаки возвратится в норму, тяга останется в режиме TOGA LK (отображается на FMA). Этот режим фиксированный, и он может быть отключен с помощью следующей процедуры:
 Установите РУДы в положение TOGA.
 · Отключите автоматическую тягу с помощью кнопки A/THR на FCU.
 · Теперь верните РУДы в положение CL.
 · Включите автоматическую тягу с помощью кнопки A/THR на FCU.

2. Защита от перегрузки. Перегрузка не может превышать +2.5g и -1g с убранными закрылками. +2g и 0g – с полностью выпущенными закрылками.

1g – перегрузка, которую испытывает человек или все что угодно, если неподвижно находится на поверхности земли. Пилот при выполнении фигур высшего пилотажа – до 12g. Человек в самолете при взлете – 1,5g.

3. Защита тангажа. Положительный тангаж (нос вверх) не может превышать 20–30 градусов в зависимости от угла атаки и перегрузки. А нос не может опуститься (отрицательный тангаж) ниже 15 градусов.

4. Защита от превышения максимальной скорости. В этом случае отключается автопилот, и самолет поднимает нос вверх.

5. Защита при крене. Если сайдстик в нейтральном положении, то крен не превысит 33 градуса. Если сайдстик отклонен вбок на полную, то – 67 градусов. Если отклонили на полную, а потом отпустили сайдстик, то крен вернется в диапазон 33 градусов.

Допустим, что случились неприятности и степень автоматизации уменьшилась на одну ступень. И теперь мы находимся под Alternate Law – Упрощенным режимом.

Alternate Law

1. Тангаж. Остались лишь ограничения, которые связаны с защитой от перегрузки.

2. Стабилизация при низких скоростях. Эта функция заменяет защиту от критических углов атаки. Функция срабатывает при скорости сваливания плюс 5–10 узлов. Автоматика направляет нос самолета вниз для увеличения скорости.

3. Стабилизация при высоких скоростях. Автоматика будет пытаться предотвратить превышение максимально допустимой скорости, поднимая нос самолета вверх.

Vmo (максимально допустимая скорость эксплуатации судна) – теперь 320 узлов. Mmo (то же самое, только в Махах) не изменилась.

4. Рыскание. Гашение колебаний самолета по рысканию остается. Однако теперь при поворотах тенденцию к увеличению крена придется компенсировать педалями.

5. При посадке автоматическое выравнивание самолета по продольной оси невозможно.

Если произошло переключение на Alternate Law, на ECAM появится сообщение: F/CTL ALTN LAW.

Direct Law

Минимальный режим. Ступень ниже, чем Alternate Law.

В Direct Law у вас отсутствует какая-либо защита, кроме защиты от превышения максимальной скорости.

Теперь ваш сайдстик связан с управляющими поверхностями самолета безо всяких «но». Как в истребителе времен Великой Отечественной. Не напрямую, конечно, а через приводы.

Руль поворота точно также напрямую управляется педалями.

Если произошло переключение на Direct Law, на ND появится сообщение: USE MAN PITCH TRIM – используйте руки, чтобы управлять триммированием рулей высоты. А на ECAM: F/CTL DIRECT LAW.

Переход в Direct Law может произойти из Alternate Law, когда при посадке с отключенными автопилотами были выпущены шасси.

В данной книге речь идет исключительно о полете в Normal Law.

Добавить комментарий