777. Запуск двигателей

Запускать двигатели можно от наземного компрессора, другого двигателя или APU. Запуск от APU – нормальный, штатный запуск.

Двигатель запускается пневматическим стартером, который раскручивает ротор N2. На определенной скорости ротора открывается вентиль подачи топлива, начинают работать электрические свечи и в камере сгорания поджигается керосин. Когда скорость вращения N2 будет равна скорости вращения на малом газу, стартер отключится и свечи обесточатся.

В каждом двигателе по две свечки. На земле используется одна, в воздухе – обе. Чтобы свечи изнашивались равномерно, ЕЕС не использует одну и ту же свечу два старта подряд.

Автоматический запуск

Автозапуск – штатный запуск. Для того чтобы запустить двигатели в автоматическом режиме, нужно:

  • убедиться в том, что кнопка AUTOSTART в положении ON;
  • убедиться, что РУДы в положении IDLE (малый газ);
  • перевести нужный селектор стартера (L или R) в положение START;
  • перевести рычаг подачи топлива (L или R) в положение RUN.

Все. Селектор стартера самостоятельно вернется в положение NORM, когда работа двигателя стабилизируется.

Если при автозапуске возникнут какие-то неисправности, то автозапуск будет прерван. После ожидания от 6 до 30 секунд (в зависимости от проблемы) будет предпринята вторая попытка запуска. За ней последняя – третья. Если с третьего раза двигатель не запустится, то топливный вентиль закроется, свечи обесточатся.

Стартер покрутит двигатель, чтобы выгнать остатки топлива, затем отключится, и селектор вернется в положение NORM.

Ручной запуск

Если очень надо вручную, то:

  • убедимся, что кнопка автостарта в положении OFF;
  • убедимся, что РУДы в положении IDLE;
  • переведем селектор стартера (L или R) в положение START;
  • найдем индикацию N2 (L или R) и станем следить за ней;
  • как только показатель N2 достигнет 22 процентов, переведем рычаг подачи топлива (L или R) в положение RUN;
  • через 20 секунд должна увеличиться температура выхлопных газов – EGT;
  • следим за остальными параметрами, которые должны расти в пределах допустимого.

Все. Если не завелось с первого раза, то сделаем перерыв 30 секунд перед второй попыткой.

Запуск в полете

Прежде чем запускать двигатель в воздухе, необходимо понять – а почему, собственно, мы оказались в такой ситуации. И если есть угроза возгорания или разрушения, то придется искать ближайший подходящий аэродром и садиться на одном двигателе.

Запуск в воздухе возможен на высоте не более 30 000 футов.

Если решение о запуске принято, то нужно понять, как мы будем запускать двигатель: от стартера или авторотацией.

Запуск от работающего двигателя

Смотрим на шкалу N2 интересующего нас двигателя.

Если над ним высвечены символы X-BLD, значит рекомендуется запуск c помощью стартера, используя отбор от работающего двигателя (CROSSBLEED). Для запуска от авторотации наша скорость недостаточна.

Порядок запуска CROSSBLEED

  • Убедимся, что AUTOSTART в положении ON;
  • селектор стартера – в положение START;
  • рычаг подачи топлива – в положение RUN.

В воздухе AUTOSTART будет запускать двигатель, пока не запустит или пока мы не прекратим эти бессмысленные попытки.

Авторотация

Запускать двигатель в воздухе можно не только с помощью стартера, но и с использованием авторотации (Windmill). Авторотация – когда встречный поток воздуха раскручивает вентилятор двигателя в том же направлении, в котором он вращался в нормальном режиме работы. Мы используем это вращение для запуска, не прибегая к помощи стартера.

Сперва обратим взор на EICAS. Если над индикатором N2 потухшего двигателя нет символов X-BLD, значит на верхнем дисплее EICAS рядом с N1 ищем другие данные: диапазон запуска в полете. Например:

Это значит, что мы находимся на высоте 25 000 и для успешного запуска авторотацией нужно выдерживать скорость в диапазоне 200–300 узлов. Либо мы находимся выше, и FL250 – тот самый эшелон, куда мы должны снизиться и там выдерживать скорость от 200 до 300 узлов.

  • Занимаем нужный эшелон и выдерживаем нужную скорость;
  • переводим рычаг подачи топлива в положение RUN (стартер НЕ используется);
  • ждем.

Запуск встречным потоком – вещь небыстрая. Потребуется 2–3 минуты, чтобы скорость вращения ротора N2 начала расти.

Добавить комментарий