777. Пневматика. Кондиционирование воздуха и тепло

Эта система состоит из двух паков, системы подмешивания воздуха, двух верхних и двух нижних вентиляторов рециркуляции.

Воздух, который поступает от двигателей или APU, разделяется на две части (см. монитор системы). Первая и бόльшая часть поступает в пак (10) (PACK – Pressurization and Air Conditioning Kit), по сути своей – знакомый всем кондиционер, который остужает горячий воздух. После чего воздух идет в коллектор кондиционированного воздуха (Conditioned Air Manifold).

К самолету можно подключить внешний кондиционер (не путать с внешним источником сжатого воздуха). Тогда воздух будет поступать прямо в коллектор.

Из коллектора воздух направляется в кабину (F/D – Flight Deck) и шесть зон внутри пассажирского салона от А до F. Но по дороге туда подмешивается горячий воздух – Trim Air (11), который, как мы видим по схеме, пошел мимо кондиционера. Регулируя пропорции смеси, вы управляете температурой в зонах обитания человека. Без системы подмешивания воздуха мы бы не имели возможность управлять температурой нашей небольшой окружающей среды.

Вентиляторы рециркуляции – Recirculation Fans – забирают часть воздуха из салона и, смешивая его со свежим, вновь подают пассажирам. Этот нехитрый трюк позволяет экономить топливо.

3.1 Панель кондиционирования

Управляют системой с данной панели:

L PACK и R PACK – включение паков. Паки включаются во время предполетной подготовки и выключаются в процессе обесточивания и закрытия самолета на парковке.

L-TRIM AIR-R – включение системы подмешивания воздуха. Нормальное положение ON. Если загорелось FAULT, то есть проблема в данной системе либо система отключена.

FLT DECK TEMP – регулятор температуры воздуха в кабине (12).

Сектор AUTO – от 18°С до 29°С. Соответственно, цена деления на шкале составляет примерно 2 градуса по Цельсию. Центральное положение – как на рисунке: 24°С – температура комфорта.

Сектор MAN (Manual – ручной). Здесь можно вручную регулировать клапан подмешивания воздуха. А насколько открылась заслонка – видно на индикаторе (13), на мониторе.

С – Cold – холодно. W – Warm – тепло.

CABIN TEMP – регулятор температуры в пассажирском салоне.

Регулятором в диапазоне от 18°С до 29°С выставляется так называемая мастер-температура, которую можно наблюдать на мониторе (16). Однако старший бортпроводник со своего поста может задать индивидуальную температуру для каждой из шести зон в пределах +/- 6°С от мастер-температуры. Но не ниже 18 и не выше 29 градусов по Цельсию.

Температуру в зонах пилоты могут наблюдать там же – на мониторе.

Маленькие цифры малинового цвета обозначают заданную температуру, а большие белые – фактическую.

AIR COND RESET – перезагрузка системы кондиционирования.

Если на EICAS появилось сообщение: PACK L или PACK R, TRIM AIR L или TRIM AIR R, значит в указанном элементе системы есть неисправность и он будет заглушен.

Вам необходимо спустя 2 (две) минуты после появления сообщения (если был перегрев, то за две минуты должно остыть) нажать на кнопку AIR COND RESET и удерживать ее так
одну секунду. Если после этого в течение двух минут
никаких сообщений не появится, значит работа системы
восстановлена в полном объеме.

RECIRC FANS – включение вентиляторов рециркуляции, верхних (UPPER) и нижних (LOWER).

Рециркуляция воздуха в кабине не производится: пилоты всегда дышат свежим воздухом.

EQUIP COOLING – система охлаждения оборудования в носовой части самолета. Авионика, компьютеры, любое электрооборудование – все это выделяет огромное количество тепла. Куда его девать?

В режиме AUTO вентилятор, который находится в
переднем грузовом отсеке (FWD Cargo), гонит оттуда
прохладный воздух и обдувает оборудование. Второй
вентилятор забирает этот же, но уже нагретый воздух и
отправляет его обратно – в передний грузовой отсек, тем
самым отапливая его.

В режим OVRD (Override) система переключится: если будет обнаружен дым в переднем грузовом отсеке или в оборудовании носовой части самолета; если выйдут из строя оба вентилятора системы. В этом случае включится аварийный (здесь – Override) насос, который будет гнать воздух от оборудования прямо за борт. Разумеется, в этот режим можно переключиться вручную.

Тепло от оборудования, которое находится в центральной и кормовой частях самолета, включая оборудование бортпроводников и электрическое оборудование над пассажирскими креслами, плюс вентиляция из туалетов, плюс вентиляция из кухонь, – все это вместе по единой магистрали выводится за борт.

3.2. Отопление задних грузовых отсеков

В самолете есть два задних грузовых отсека: кормовой (AFT) и отсек негабаритных грузов (Bulk (англ.) – насыпной).

Задние грузовые отсеки отапливаются горячим отобранным воздухом, который поступает по специально выделенной магистрали.

За температурой в этих отсеках можно наблюдать на мониторе пневматики: (14) и (15).

Панель отопления двух задних грузовых отсеков находится в самом верху оверхэда. Она расположена так, что управлять ею сидя не получится.

OFF – отопление выключено.

LOW – поддерживается температура в диапазоне от 4°С до 10°С.

HIGH – поддерживается температура в диапазоне от 18°С до 24°С.

При нижнем значении вентиль открывается, при верхнем – закрывается.

3.3. Обогрев пилота

Раз уж затронули тему обогрева и тепла, заодно рассмотрим, как согревается на своем рабочем месте пилот.

Слева (от кресла КВС) на переборке есть два регулятора с общей надписью HEATERS (обогреватели). Эти обогреватели используют электричество и работают только в полете.

FOOT – обогреватель ног. Металлические пластины, расположенные под педалями, имеют два режима электрического нагрева: LOW и HIGH. Температурных значений у этих режимов нет – только два различных показателя мощности нагревателя.

SHOULDER – обогреватель на уровне предплечий пилота. Воздух обдувает боковые стекла и, прежде чем попасть на окна, проходит сквозь камеру с электрическим нагревателем. Регулятор меняет мощность нагревателя.

Добавить комментарий