747. Ground Proximity (GPWS)

Система предупреждения состоит из следующих компонентов:

  1. Engine Indication and Crew Alerting System
  2. Ground Proximity Warning System
  3. Takeoff Configuration Warnings
  4. Landing Configuration Warnings
  5. Stall Warning System
  6. Overspeed Warning System
  7. TCAS

Ground Proximity Warning System или система сигнализации об опасном сближении с землей информирует пилотов о следующих ситуациях.

I. Слишком высокая скорость снижения.

II. Слишком близко поверхность земли при высокой скорости.

III. Потеря высоты после взлета или ухода на второй круг.

IV. Отклонение от глиссады.

V. Самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли.

VI. Предупреждения о текущей высоте по радиовысотометру.

VII. Сдвиг ветра.

Внимание! GPWS не предупредит вас,
если летите прямо на склон горы или в стену!

GPWS предупреждает пилотов голосовыми командами, подсветкой на табло GND PROX, сообщением на основном дисплее и для некоторых ситуаций – подсветкой табло MASTER WARNING (Общая тревога).

Панель GPWS находится на панели второго пилота.

Теперь – подробно о ситуациях, описанных выше.

I. Слишком высокая скорость снижения.

Пилоты слышат голосовое предупреждение: SINK RATE.

Горит табло GND PROX.

Если скорость снижения не меняется, а земля близко, то звучит голосовая команда PULL UP, при этом табло GND PROX гаснет, загорается табло-кнопка MASTER WARNING и на основном дисплее появляется команда PULL UP.

Когда положение начнет исправляться, то команда PULL UP сменится на SINK RATE.

II. Слишком близко поверхность земли при высокой скорости ВС.

Пилоты слышат: дважды TERRAIN, затем – PULL UP.

Горит табло GND PROX.

III. Потеря высоты после взлета или ухода на второй круг.

Пилоты слышат: DON’T SINK.

Горит табло GND PROX.

IV. Отклонение от глиссады.

Пилоты слышат: GLIDESLOPE.

Горит табло G/S INHIBIT GND PROX.

Если отклонение от глиссады увеличивается, а высота по радиовысотометру уменьшается, то голосовая команда становится громче (от страха, наверное:).

Нажатие на кнопку G/S INHIBIT отключает звук.

V. Самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли.

а) Если путевая скорость высокая, то пилоты слышат: TOO LOW, TERRAIN. Горит табло GND PROX.

б) Если путевая скорость мала, а шасси не выпущены, то пилоты слышат: TOO LOW, GEAR. Горит табло GND PROX.
Если нажать на кнопку CONFIG GR OVRD, то голосовая команда отключится.

в) Если путевая скорость мала, шасси выпущены, но закрылки не в посадочной конфигурации, то пилоты слышат: TOO LOW, FLAPS. Горит табло G/S INHIBIT GND PROX.
Если нажать на кнопку FLAP OVRD, то голосовая команда отключится.

VI. Предупреждения о текущей высоте по радиовысотометру.

GPWS сообщает о текущей высоте:

100 футов – ONE HUNDRED

50 футов – FIFTY

30 футов – THIRTY

10 футов – TEN

VII. Сдвиг ветра.

Если сразу же после взлета или в любое другое время, когда высота менее 1500 футов по РВ, воздушное судно оказывается в интенсивных нисходящих потоках воздуха, либо есть сильный попутный ветер, звучит двухтоновая сирена – «уау-уау» – и голос: WINDSHEAR.

То же самое – WINDSHEAR – появляется на основном дисплее, и затем загорается табло MASTER WARNING.

Добавить комментарий