Primary Flight Display

PFD (Primary Flight Display) – основной дисплей показывает нам вертикальные параметры полета: высоту, скорость, вертикальную скорость и положение самолета относительно поверхности земли и заданного маршрута.

1) FMA (Flight management annunciator) – сигнализатор режимов полета.

FMC SPD | VNAV PATH | LNAV – три индикатора режимов полета, которые говорят нам, кто и что управляет самолетом. CMD – четвертый индикатор показывает режим автопилотирования. Подробно об этом – ниже, в этой же главе.

2) Шкала альтиметра.

3) 22 700 – заданная на МСР высота.

Когда до заданной высоты останется 900 футов, это число будет подсвечиваться белым.

4) Отметка заданной на МСР высоты (22700 футов).

5) Отметка текущей высоты на шкале альтиметра.

Отметка станет ярко-желтой, если отклонение от заданной высоты составит 300 футов.

6) Шкала вариометра. Стрелка в данной ситуации показывает набор высоты.

Если скорость набора/снижения будет больше 400 футов в минуту, то вверху/внизу этой шкалы появится число, обозначающее текущую вертикальную скорость.

7) Давление, установленное на альтиметре.

Когда судно достигнет высоты, отличающейся от высоты перехода или эшелона перехода на 300 футов, показатель сменит цвет на ярко-желтый и будет помещен в рамку.

8) Путевая скорость (Ground Speed) – 302 узла. Скорость в Махах – 0.755 М.

9) Шкала указателя скорости.

Минимальная скорость, которая нанесена на шкалу – 30 kts.

10) F – индикатор, который намекает нам на то, что нужно совершить какие-то действия с закрылками. Либо литера F, либо цифровое значение, которое показывает положение закрылок (в данном случае – 5 градусов).

Здесь же появляются отметки о скоростях. При посадке: REF. При взлете: V1 и VR. Если взлетные скорости в FMC не выбраны, то NO V SPD.

11) Указатель скорости показывает текущую индикаторную скорость: 278–279 узлов. Стрелочка, направленная вниз, показывает, что скорость падает. Кончик стрелки показывает – какой будет скорость через десять секунд.

12) Запретная зона. Это – не ограничение правил движения, а ограничение физических возможностей самолета. Если указатель скорости окажется в зоне этих квадратиков, то самолет, например, может развалиться. Или шасси оторвется.

Желтый уголок под квадратиками показывает максимальную скорость, при которой еще можно управлять судном. Внутри этой зоны начинается бафтинг (buffet) – вибрация крыльев и корпуса из-за неустойчивого потока воздуха вокруг крыла.

Такая же запретная зона есть в нижней части шкалы скорости. Там – в красной зоне самолет начнет сваливание (stall) из-за малой скорости. Либо при крене в 20-30 градусов начнется бафтинг.

13) 280 – скорость, заданная в МСР или FMC, которую самолет должен развить (командная скорость).

 

В нижней части прибора расположен компас.

14) Указатель курса. Наш курс 235°.

15) Стрелка показывает путь – 223°.

16) Курс, который введен в МСР в окошке HDG, – 270°.

17) То же самое. Курс 270°.

18) Какой курс мы имеем ввиду: магнитный (MAG) или истинный (TRU).

 


Теперь подробно рассмотрим центральную часть прибора.

1) Белый треугольник показывает угол крена нашего судна. Небольшой прямоугольник под ним называется SLIP INDICATOR (буквально – «индикатор скольжения»).

2) Указатель положения самолета в пространстве – авиагоризонт со шкалой тангажа.

3) Директорные стрелки – Flight Director.

4) Высота по радиоальтиметру (625 футов) – высота над поверхностью земли. Включается на высоте 2500 футов. В зависимости от типа прибора может выглядеть и располагаться иначе (например, в правом нижнем углу прибора).

5) Отметка глиссадного радиомаяка. Сейчас мы движемся под глиссадой.

6) DH 200 – указатель высоты принятия решения (200 футов).

7) Отметка курсового радиомаяка или отклонения от горизонтального маршрута.

Добавить комментарий