Поход в Ельцин-центр

Ельцин-центр – циклопическое здание в центре Екатеринбурга, где находится музей Бориса Ельцина (прежде всего), галерея, бизнес-центр, всяческие конференц-залы, библиотека, магазины и кафешки.

Масштаб строения можно оценить, если смотреть на него с противоположной стороны реки Исеть.  (В центре, справа от самого высокого небоскреба)

Фотографию я позаимствовал в твиттере «Вестник Екатеринбурга«.  Мне так не снять.

Перед входом стоит Cам.

Возле белоснежного памятника постоянно дежурят два охранника. Когда я полез в сумку за камерой, они приняли позу тигрицы перед прыжком, и мгновенно испарились из виду, когда стало ясно, что это всего лишь фотоаппарат.

Дело в том что, Ельцина в России и в Екатеринбурге, в частности, очень «любят», и памятник этот несколько раз обливали краской, чернилами и зеленкой. С тех пор возле стелы постоянно, в жару и холод дежурят двое.

Музей

Музей начинается с вешалки, кассы и дарохранительницы – выставки подарков Ельцину.

Есть такой подарок.

Листок бумаги я увеличил.

Тут же стоит оригинальный «членовоз». Его. Самый настоящий. Он там что-то даже подписал и/или решил.

На заднем плане — кафе «1991».

 

Далее вы попадаете в небольшой кинозал, где непрерывно демонстрируется полуфильм-полумультфильм по истории России. Конечно, Ельцин в этом фильме играет роль равную Петру I и Екатерине II. Снимков не делал – там темно.

А за кинозалом, который вы проходите насквозь, начинается история ХХ века в плакатах, фрагментах из фильмов, предметах, документах и наглядной агитации.

Это длинный коридор, который закручивается ПРОТИВ часовой стрелки и разделен на сектора, каждый из которых относится к важнейшим датам в истории нашей страны.

И, конечно же, история России ХХ века переплелась с историей семьи Ельцина. Это главная тема экспозиции первого этажа.

У меня была такая же машинка. Она стоила 268 рублей. Огромные деньги, которые я заработал в стройотряде.

На 1987 году история выводит вас снова в центр сооружения, а оттуда по лестнице вы поднимаетесь на второй этаж и оказываетесь в экспозиции под скромным названием «День первый», она же «Мы ждем перемен».

 

Сперва вы оказываетесь в кремлевском дворце съездов, где проходит пленум ЦК КПСС 1987 года. Движущееся изображение Ельцина транслируется на особый контур, звучит его голос. Можно посидеть в мягком кресле Кремлевского Дворца Съездов.

Фотография, сделанная со вспышкой, плохо передает ощущение пространства и выдает секрет движущегося изображения.

 

На втором этаже вообще объем информации колоссальный, и вам предложат различный интерактив: видео, аудио и мониторы с копиями документов.

 

«Мы ждем перемен»: искусство перестройки.

 

Кусочек Москвы, где можно сесть в троллейбус и посмотреть небольшой фильм о хождении Ельцина в народ. Но кому интересен фильм, если руль крутится и все кнопки нажимаются, а лампочки мигают!

Дальше экспозиция движется ПО часовой стрелке.

 

«День второй. Августовский путч». Мне больше всего понравилась эта экспозиция.

Внезапно Вы оказываетесь в квартире с типичным набором предметов и  символов советской эпохи.

Библиотека мировой классики, пластинки фирмы «Мелодия», чеканка, сувениры. На фоне этого по ТВ идет зловещая трансляция «Лебединого озера». Из приемника VEF, который не попал в кадр, сквозь шум, встревоженный «Голос Америки» рассказывает о танках в Москве. Внезапно звонит телефон. Вы поднимаете трубку и слышите, какой-то очень взволнованный мужчина рассказывает вам о том, что в центре города собираются люди и строят баррикады.

Это одна из фишек музея: почти все можно трогать, нажимать, крутить, а на мебели можно сидеть.

Вы открываете дверь и оказываетесь на августовских баррикадах.

Обратите внимание, что на баррикадах расставлены приемники, через которые вы слышите звуки путча.

Пройдя мимо баррикад, вы неизбежно пересекаете границу.

Сразу за этой границей – первый российский флаг над Кремлем.

В правом верхнем углу – автограф Барсукова.

«День третий. Непопулярные меры». Здесь бродит дух Гайдара.

Банки с морской капустой и березовым соком. Скучающая продавщица.

В этом зале (кроме духа Гайдара) бродили две девушки, по виду первокурсницы медицинского института, приехавшие из провинции, которые охотно шли на вербовку. (Они пожелали остаться за кадром.)

Девушки ужасались ужасным ужасам, глядя на пустые прилавки. И поэтому я счел своим долгом объяснить юным леди, что хоть и в магазинах не было ничего, советские люди питались вкусно, здорово и регулярно. Глаза у слушательниц засверкали… Ну да, оставим их в покое. Пока.

Магазин сделан очень атмосферно, но не меньший сюрприз ждет вас, когда вы выйдите из него и завернете за угол.

Но прежде – легенда о ваучере. В полумраке мимоходом вам сообщат о том, что был в истории России какой-то «ваучер».

Барышни: «А что Вы сделали с Вашим ваучером?»

Я: «Купил на него несколько банок тушенки и рыбных консервов и хлеба. Сахару купил. Я его, наверное, год не видел – только “Сукразит”».

А за поворотом — сюрприз!

Как говорил известный юморист: «На каждой полке по коммунизму».

Плоды цивилизации.

Союзпечать.

Там же, в ларьке:

 

«День четвертый. Рождение конституции»

Небольшое помещение, в котором тоже мельком освещают события 1993 года в Москве.

Вид слева:

Вид справа:

Это все?!!! «Постойте! Это же важнейшее событие!» – начал было рассказывать я моим спутницам, как вдруг, откуда ни возьмись, появился неприметный молодой человек в сером костюме с бейджиком и, холодно улыбаясь, стал вежливо настаивать: «Проходите, пожалуйста, в следующий зал. Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь». Ему очень сложно было отказать.

И тут я заметил, что их там очень много – одинаковых неброско одетых молодых людей с прозрачными глазами и с бейджиками…

 

В следующем зале еще одно очень интересное решение.

Экран, на котором известные люди: политики, актеры, музыканты – читают текст Конституции РФ. Каждый читает свой кусочек. Это очень хорошо смонтировано и оформлено. Классно сделано.

Рядом лежит пачка книг Конституций. У меня никогда ее не было, и я, разумеется, взял.

 

«День пятый. Голосуй или проиграешь!»

Тут воссоздан предвыборный штаб Ельцина.

На компьютерах можно открыть и изучить документы. По телефону тоже что-то можно послушать.

Тут же – за стенкой небольшая экспозиция, посвященная Первой Чеченской войне.

В стенах видны дыры как бы от пуль, и если посмотреть в дырочку, то вам покажут слайды и видео.

 

«День шестой. Президентский марафон»

Начинается с операции на сердце.

Далее вы оказываетесь в студии звукозаписи, где можно выбрать речь Ельцина, прочесть ее перед микрофоном, а затем прослушать в наушниках.

А рядом – мощная подзорная труба, через которую можно посмотреть на город.

А смотреть есть на что.

Далее – узкий коридор с условным названием «Выбор преемника».

В конце коридора –  настоящий ядерный чемоданчик.

«День седьмой. Прощание с Кремлем»

«Седьмой день» — чувствуете, что задумали?! Ни больше, ни меньше!

Кайф в том, что это – реальный кабинет Ельцина, полностью демонтированный и вывезенный из Кремля. «Полностью» — значит все, кроме стеклопакетов. То, что он настоящий, чувствуется уже через несколько секунд. Обжитая мебель, которой пользовались, запах человека, и, самое главное – совершенно другая, мощная энергетика, которая осталась здесь от людей, обладающих невероятной властью.

 

Выйдя из кабинета, вы оказываетесь в Зале Свободы. Огромный зал, размер которого многократно усиливается зеркалами и огромными окнами.

На колоннах расположены огромные экране, на которых разные люди, известные и не очень, стоят в полный рост и рассказывают о свободе. Тут же есть небольшая студия, куда любой может зайти и, нажав кнопку записи, оставить свои мысли о свободе.

И ваши мысли позднее будет транслироваться на этих огромных экранах.

Выйдя из Зала Свободы, вы обнаружите себя в центре Ельцин-центра под стеклянным куполом.

На скамейке сидит модель Ельцина, выполненная в масштабе 1:1.

Модель смотрит на свои награды…

Кто не знает – это называется Орден Трудового Красного Знамени. В СССР был очень высокой наградой.

По лестнице вы спускаетесь вниз и идете в арт-галерею. Об этом – во второй серии.

Если оставить в стороне политику, то это — классный, современный музей. Здесь посетитель не просто разглядывает бумажки и железки через витринные стекла. Здесь посетитель становится участником. Иногда — соучастником. Здесь можно трогать экспонаты, взаимодействовать с ними. Это как IKEA, где можно лечь на кровать и задремать. И IKEA и Ельцин-центр, благодаря этой концепции, успешно торгуют.

После посещения Ельцин-центра захотелось иметь в России такие же музеи технической направленности: советско-российская космонавтика, техника вооружения, освоение Арктики и Антарктики и т.п. Тут можно изобретать бесконечно…

Женщина в бежевой шапке — моя мама. Пара — мужчина с бородкой и девушка в очках — мои друзья.

Добавить комментарий