Панель органов управления воздушным судном и запасной гидравлики

 
000

 

(1) Блок FLT CONTROL

Переключатель FLT CONTROL – гидравлика органов управления. Положение STBY RUD – подключает запасную гидросистему к системе реверса и рулям направления. Положение OFF отключает соответствующую гидравлику («А» или «В») от элеронов, рулей высоты и направления.

Положение ON – нормальное положение – в случае отказа основных гидравлических систем автоматом подключится запасная.

Табло LOW PRESSURE – низкое давление в системе «А» или «В», конкретно – в узлах управления элеронами, стабилизатором, рулями направления.

(2) Блок SPOILER

SPOILER – отключение гидравлики на интерцепторы (спойлеры). Тумблеры применяются персоналом при ремонте и работах по обслуживанию ВС на земле. Нормальное положение – ON.

(3) Блок YAW DAMPER

YAW DAMPER – демпфер рыскания. Устройство, которое гасит колебания самолета по крену и рысканию. Тут, по идее, самое время начать долгий рассказ об аэродинамике, о динамических характеристиках устойчивости и так далее, но мы договаривались – не заглядывать под капот.

Вкратце: иногда самолет не хочет лететь идеально прямо, он, вследствие ряда причин, начинает совершать неприятные колебания по крену, рысканию или тангажу. Демпфер рыскания – система, где датчики анализируют ситуацию и посылают сигнал на органы управления, которые гасят эти колебания. Must have. Нормальное положение в полете – ON.

Табло YAW DAMPER – демпфер рыскания отключен.

(4) Блок STANDBY HYD (резервная гидравлическая система)

Табло LOW QUANTITY – недостаточное количество жидкости в резервной гидросистеме.

Табло LOW PRESSURE – низкое давление в резервной гидросистеме. Табло горит в двух случаях: 1) запасная гидросистема включена и 2) она неисправна. Т.е. полная засада.

(5) Блок ALTERNATE FLAPS (резервные закрылки)

На самом деле они никакие не резервные: тумблер в положении ARM отключает обычную гидравлическую систему, подключает систему резервную и активирует переключатель с маркировкой UP – DOWN – OFF. Этим переключателем можно вручную опускать или поднимать закрылки. Нажали – закрылки начали движение, отпустили – переключатель вернулся в положение OFF, движение закрылок прекратилось.

(6) Блок табло

Табло FEEL DIFF PRESSFeel Differential Pressure.

Тут надо сказать вот о чем. Рули высоты из-за встречного потока воздуха испытывают определенную нагрузку. Это сопротивление передается на штурвал пилота, и штурвал «идет» с усилием. Чем больше нагрузка на рули высоты, тем больше усилий нужно приложить пилоту, чтобы управлять ими. Как в джойстике с обратной связью (Force feedback). Если табло горит, то эта система – FEEL – неисправна.

Табло SPEED TRIM FAIL.

При взлете или уходе на второй круг, когда скорость мала, повышается риск сваливания. Для предотвращения этого существует система, которая ставит стабилизатор в положение, при котором пилот может безопасно оперировать рулями высоты и тем же стабилизатором. Если это табло горит, то система неисправна.

Табло MACH TRIM FAIL.

Когда самолет идет на эшелоне на высоких скоростях, его нос начинает опускаться. Ищите в учебниках по физике «Волновой кризис». Чтобы предотвратить такое колебание, на нашем самолете есть система, которая с помощью стабилизатора гасит его. Если табло горит, значит – система вышла из строя.

Табло AUTO SLAT FAIL – неисправна система автоматического выпуска предкрылок.

Добавить комментарий