737. MCP – Mode Control Panel (Часть I)

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

МСР – панель управления автопилотом и автотягой. Автопилот следит за курсом и высотой, автотяга – за скоростью. MCP – главная панель управления автоматическим пилотированием.

000

Верхний ряд, слева направо:

COURSE – здесь пилот задает курс следования на VOR-радиомаяк или ILS. Если на вашем MCP отсутствует, ищите на стойке радио. Нужный радиомаяк выбирается в навигационном приемнике – надо указать его частоту.

A/T ARM (Autothrottle arm) – включение/выключение автотяги. Автотяга управляет работой двигателей. Если автотяга выключена, пилот регулирует обороты двигателя вручную с помощью РУД – рычагами управления двигателями. В се режимы, которые связаны с автоматическим управлением скоростью самолета, будут функциональны, только если A/T ARM включен.

С/О (Changeover) – переключатель единиц измерения в окне IAS/ MACH – узлы или число Маха.

IAS/MACH – окошко, где пилот задает скорость движения самолета. Окошко будет пустым, если скоростью управляет компьютер (режим VNAV). Если вы задаете скорость и видите, что в окошке появилась буква «А» или «В», значит вы задали скорость, которая не может быть достигнута. «А» – скорость ниже минимальной. «В» – максимально допустимая в данной конфигурации (выпущены закрылки, шасси и т.д.) или в данных условиях скорость.

VNAV – (Vertical Navigation) активация вертикального маршрута, прописанного в FMC. Вертикальный маршрут описывает скорость и высоту в каждой точке полета.

SPD INTV – (Speed Intervention) кнопка, которая позволяет вмешиваться в программу полета, прописанную и вычисленную FMC, не отключая функции VNAV. Например, прописано ограничение по скорости: не выше 250 узлов, но возникла ситуация, когда требуется скорость 300. Пилоту нужно нажать кнопку SPD INTV и ввести в окошко IAS/MACH число 300.

Аналогичная по сути кнопка есть рядом с задатчиком высоты – ALT INTV. Нажатие на нее позволяет ввести в окошко ALTITUDE любую высоту, любой эшелон, не отключая функции VNAV.

HEADING – окошко, где пилот задает курс полета. Курс задается селектором под окошком. А под самим селектором прячется еще один селектор – задатчик максимального угла крена.

LNAV – (Lateral Navigation) активация горизонтального маршрута, прописанного в FMC. «Горизонтальный», значит описывает маршрут полета от каждой точки к следующей. Чтобы активировать этот режим нужно находиться в пределах 3 миль от прописанного маршрута, либо двигаться так, чтобы пересечь прописанный маршрут, и при этом угол между вашим текущим курсом и намеченной маршрутной линией должен быть менее 90°.

ALTITUDE – здесь пилот задает высоту полета в футах.

Высота, указанная в этом окошке, всегда имеет приоритет над высотой, прописанной в FMC. То есть, если в FMC эшелон полета указан как 20 000, а в МСР – 15 000, то при наборе высоты наш самолет выше 15 000 футов не поднимется. Если в FMC прописано снижение с 20 000 до 15 000, а в МСР оставить 20 000, то никакого снижения не произойдет.

VERT SPEED – окошко, где пилот задает вертикальную скорость.

CMD A и В – кнопки включения автопилотов.

Тут нужно сказать вот о чем. Пилотов двое, два кресла, два FMC, приемников по два комплекта и т.д. Самолетом можно управлять с любого кресла. Но всегда должно быть ГЛАВНОЕ место – демократии в воздухе не бывает. Поэтому вы видите, что на панели MCP есть два тумблера F/D (Flight Director). Так вот. Главное место, главная сторона та, на которой тумблер F/D был включен первым. Обычно КВС (Командир Воздушного Судна) сидит слева, он-то и включает свой тумблер первым. Соответственно, в нашем случае для пилотирования будет задействован тот FMC, что слева, и тот автопилот, что слева – CMD A.

CWS A и В (Controlled Wheel Steering) – простая и полезная функция автопилота. Штурвалом вы определяете положение воздушного судна по крену и тангажу, потом штурвал отпускаете, а CWS продолжает поддерживать заданный крен и тангаж.

Под редакцией Окань Дениса.

3 thoughts on “737. MCP – Mode Control Panel (Часть I)”

  1. Огромное спасибо за очень доходчивый разбор! За эту и вторую часть. Искал в англоязычных источниках очень долго — чтобы именно вот так, по картинке, каждый датчик, с объяснениями — ни хрена, прошу прощения, не нашёл. А тут такой клад! Супер! Всё понятно и исчерпывающе.

Добавить комментарий