Ответчик и TCAS

 

Два прибора в одном.

TCAS

TCAS – (Traffic collision avoidance system) – система предупреждения столкновения самолетов в воздухе.

Все самолеты тяжелее 5,7 тонн или с пассажирами числом более 19 человек на борту должны быть оборудованы системой TCAS. TCAS на вашем самолете опрашивает все воздушные суда, находящие на удалении около 20 миль по пути своего следования. TCAS других судов отвечают ему и передают информацию о высоте своего полета. Ваш TCAS анализирует: 1) Откуда получен сигнал; и 2) Время ответа на свой сигнал-запрос. (Из времени ответа легко вычисляется расстояние до источника этого ответа.) Анализирует и выводит для вас всю воздушную ситуацию по пути своего следования на экран навигационного дисплея.

Ответчик

Чем занимается ответчик? Естественно, он отвечает. Отвечает на запросы наземных радарных служб, например службы управления воздушным движением (УВД) или – ATC (Air Traffic Control). Радар видит в небе самолет и посылает сигнал: «Ты кто?». Ответчик вашего самолета «говорит»: «Мой код ответчика 3050, высота 25 тысяч, скорость 290 узлов». На земле знают, что код 3050 присвоен самолету Б-737, летящему из Пулково в Симферополь. Код вы получили от диспетчера еще на земле, в Пулково. Двух одинаковых кодов в одной зоне быть не может. Если вы вылетаете из зоны «Петербург» в зону «Великие Луки», а там окажется воздушное судно с таким же кодом, то или вам, или ему присвоят другой код. Самостоятельно менять код пилоту разрешается только в нештатных ситуациях, например, код 7600 – для всех наземных служб будет означать, что на борту отказала радиосвязь, и самолет глух и нем.

Код 7700 – ЧП (пожар, авария и т.п.)

Код 7500 – самолет захвачен террористами.

Что на панели?

000

ABV – BLW – NORM – переключатель, с помощью которого можно выбрать ту часть неба, которую будет опрашивать TCAS.

ABV ( Above – «над») – TCAS увеличит диапазон работы НАД вашим воздушным судном.

BLW (Below – «под») – TCAS увеличит диапазон работы ПОД вашим воздушным судном.

NORM (Normal) – нормальный режим работы TCAS, когда диапазон ПОД и НАД одинаков.

ATC: 1 или 2. Переключателем выбирают – откуда будут браться данные о высоте полета: с альтиметра командира (положение «1») или с альтиметра первого пилота (положение «2»).

IDENT – после нажатия этой кнопки идет принудительная передача в эфир кода ответчика и информации о положении воздушного судна. Продолжается такая передача 15–20 секунд.

STBY (Standby) – отключение ответчика и TCAS. Прибор продолжает работать. Разница с режимом OFF в том, что при переводе в любой другой режим из положения STBY прибор начинает функционировать мгновенно. А из положения OFF ответчику понадобится около 5 секунд, чтобы заработать в нормальном режиме.

OFF – выключение прибора.

XPNDR – в этом режиме работает только ответчик. Система TCAS отключена, но на аэродроме, благодаря этой функции, нас видит радар наземного движения.

TA ONLY – (Traffic Advisory Only). В этом режиме работает ответчик, а система TCAS передает только предупреждения о воздушной обстановке; никакие рекомендации по устранению конфликтной ситуации не выдаются.

TA/RA (Traffic Advisory/Resolution Advisory) – режим нормальной эксплуатации прибора в полете. В этом режиме: работает ответчик, работает предупреждение о воздушной обстановке, включена система рекомендации по устранению конфликтной ситуации.

Рекомендации бортовая система отдаст голосом (например: «Descent! Descent!») и визуально (на навигационном дисплее высветиться информация о конфликте). Под конфликтом подразумевается опасность столкновения.

TA/RA включаем только на полосе перед самым взлетом и отключаем, как только мы свернули с полосы после посадки.

Под редакцией Окань Дениса.

2 thoughts on “Ответчик и TCAS”

Добавить комментарий