Устройства IRS – два, но они выведены на одну панель.
(1) Переключатель режимов дисплея.
TEST – проверка дисплея и сигнальных табло. Через секунду сам вернется в положение TK/GS.
TK/GS ( Track / Ground Speed) – слева на дисплее (6) появится истинный курс (т.е. – относительно географического, а не магнитного полюса), а справа – путевая скорость в узлах.
PPOS (Present position) – текущие координаты судна.
WIND – слева на дисплее отобразится истинное направление ветра, а справа – его скорость в узлах.
HDG/STS ( Heading / Status) – слева на дисплее появится истинный путь судна, справа – служебная информация, например время: сколько минут осталось до конца процесса согласования.
(2) SYS DSPL – этим переключателем выбирают: данные какого IRS будут выводиться на дисплей – левого или правого.
(3) Сигнальные табло.
ALIGN – белый.
Горит постоянным светом – IRS работает нормально в режиме ALIGN, ATT или идет процесс завершения работы.
Мигает – согласование не может быть завершено из-за того, что:
- самолет движется;
- есть существенная разница между предыдущими и введенными координатами;
- не введены новые координаты.
Не горит (переключатель не в положении ALIGN):
- (переключатель в режиме NAV) согласование завершено;
- (переключатель в режиме ATT) информация о положении судна в пространстве и курс введены.
ON DC – желтый. Горит, если:
- проблемы с переменным током, IRS питается от батареи;
- горит 10 секунд после включения IRS – идет автоматическое тестирование.
FAULT – желтый. Соответствующий IRS неисправен.
DC FAIL – проблемы с постоянным током. Штатно IRS питается от переменного тока. Это табло показывает, что есть проблемы с питанием от батареи и, стало быть, при потере переменного тока IRS вырубится совсем.
GPS – мы потеряли GPS-приемники.
(4) Режимы IRS.
OFF – выключение IRS. Для окончательного завершения работы требуется 30 секунд.
ALIGN – режим согласования.
NAV – режим навигации. Нормальный режим в полете.
ATT – запасной (аварийный) режим работы, когда IRS обеспечивает системы информацией только о положении судна относительно плоскости земли и о курсе судна.
Как согласовать IRS?
В реальном самолете есть два варианта: полное согласование и быстрое согласование. Есть симуляторы, где реализовано только быстрое согласование; есть такие, где только полное. Подозреваю, что существуют симуляторы с быстрым и полным согласованиями. В реальной практике быстрое согласование применяется на транзитных или коротких остановках, когда самолет на стоянке не обесточивается.
Полное согласование
1. Переключаем IRS в положение NAV. На некоторое время загорятся табло ON DC – идет тест, все в порядке.
2. Когда загорятся табло ALIGN, значит, IRS к согласованию готов. После этого через FMC вводятся координаты.
3. Когда согласование окончится, табло ALIGN погаснет. Готово.
Быстрое согласование
1. Ручки в положение ALIGN.
2. Вводим координаты и переключаем в NAV. Когда табло ALIGN погаснет – все готово.
Можно согласовывать IRS без использования FMC:
1. Ручки в положение NAV.
2. Переключатель IRS – на PPOS.
3. Клавиатурой (5) набираем координаты. Начинаем с широты. Жмем кнопку с литерой N, если широта северная, или S, если широта южная. Вводим без точек.
4. Жмем кнопку ENT. Набираем долготу с W или E. Градусы долготы всегда трехзначные, то есть 27 градусов пишем как 027.
Как работать с IRS в аварийном режиме?
Если по какой-то причине во время полета вы потеряли согласование на одной из IRS, то нужно найти вот такой переключатель на потолочной панели и выбрать на нем оставшуюся работающую IRS. На схеме: левая IRS вышла из строя, пилоты используют правую IRS, откуда данные поступают на все навигационные и основные дисплеи.
Если по какой-то причине во время полета вы потеряли согласование на обеих IRS, то вы потеряли навигационные дисплеи, основные дисплеи, и, соответственно, у вас нет: информации о курсе, пути, вертикальной скорости, ветре, положении относительно земли, местонахождении. Не надо отчаиваться, надо делать следующее:
1. максимально выровнять судно относительно плоскости земли. Используйте для этого аналоговый авиагоризонт, который есть в любом самолете помимо основного дисплея (кстати, на нем есть и альтернативный задатчик барометрической высоты – не забывайте о нем, вовремя вводите в него данные);
2. не менять курс;
3. на IRS выбрать режим АТТ;
4. держать самолет ровно, не меняя скорости в течение 30 секунд (через 30 секунд на основном дисплее появится авиагоризонт);
5. на аналоговом компасе смотрим текущий магнитный курс;
6. открываем страницу POS INIT в FMC, ищем строку SET IRS HDG, вбиваем туда текущий курс, жмем EXEC.
При согласовании IRS до вылета часто возникает ошибка, которая сразу не заметна. И только когда вы встали на ВПП и готовы к взлету, на навигационном дисплее вы видите такую картину. То есть, если верить схеме, самолет находится не на полосе. Спокойно! Когда вы нажмете кнопку TO/GA, карта обновится и самолет встанет на карте ровно. Такая функция заложена в логику совместной работы FMC и IRS в самолетах серии 600, 700, 800 и 900.
GPS, DME, IRS – таков порядок приоритетов для определение местонахождения. Между этими данными могут быть расхождения. Когда расхождения становятся слишком большими, то на FMC появится предупреждение: IRS NAV ONLY. Тогда нам в FMC нужно открыть страницу POS SHIFT и самому выбрать точку отсчета. Я предпочитаю выбирать GPS L – тот GPS-приемник, который находится слева, то есть капитанский.
При постановке самолета на парковку переведите переключатели на панели IRS в положение OFF и дождитесь пока табло ALIGN не погаснет (секунд 30), только после этого обесточивайте самолет.
Под редакцией Окань Дениса.