Как самолет ориентируется на местности и в пространстве

 

Бортовой компьютер – FMC – всегда знает, где мы находимся и куда летим. Откуда он берет информацию?

GPS-приемники. На борту их два. Для FMC – это главный источник информации о местоположении воздушного судна. GPS, конечно, не идеал, но на сегодняшний день ничего лучше не придумано. Почему не идеал? Если во время полета вы время от времени будете заглядывать на страницу POS REF в FMC, то иногда можно увидеть, что данные приемников немного отличаются друг от друга. Это – неизбежная погрешность.

Если же по какой-то причине происходит отказ GPS-приемников, то FMC начинает ориентироваться на данные, полученные с DME-приемника.

DME-приемник. База данных FMC располагает сведениями обо всех радиомаяках, оборудованных системой DME, которые встретятся нам на нашем маршруте. Мы с вами помним, что DME-маяк передает информацию о нашем удалении от него. FMC знает координаты всех DME и по текущим координатам определяет маяки, находящиеся поблизости, настраивается на них, выбирает наиболее, по ее мнению, достоверные и использует их для определения RADIO POSITION. Пока самолет на земле, DME-приемник отключен. Если же после отказа GPS у нас отказывает DME, то FMC начинает ориентироваться на данные IRS.

IRS (Inertial reference system – опорная инерциальная система) – самый неточный прибор из этой тройки. Как он работает?

Во время предполетной подготовки, на земле, обязательно в неподвижном самолете, в систему IRS вводятся текущие координаты. Далее IRS использует гравитацию Земли для задания начального положения самолета относительно поверхности и использует вращение Земли для определения географического северного полюса. IRS знает, как и в какую сторону вращается планета Земля, поэтому может самостоятельно определить широту. Потом IRS будет сравнивать свои вычисления с тем, что вы ввели, и с тем, что прописано в FMC. Если будет существенная разница, то нужно пересогласовывать IRS.

После этого процесса, который называется «согласование», до следующего согласования на земле IRS никаких данных не получает. Сложная система электронных сенсоров и лазерных гироскопов отслеживает движение самолета по всем трем осям: X, Y, Z от парковки в аэропорту «А» до парковки в аэропорту «В». Слово «опорная» в русском названии этого прибора означает, что он опирается в своих вычислениях на одну точку – начальную.

Еще раз повторюсь. Если GPS получает данные постоянно, то IRS – только перед полетом. Это напоминает ситуацию из приключенческих фильмов, когда человеку завязывают глаза, затыкают уши, сажают в машину и везут в неизвестном направлении. Человек знает начальную точку пути, а дальше – пытается понять, куда его везут, опираясь только на собственный вестибулярный аппарат: машина ускорилась, повернула направо, теперь налево, теперь едет медленно.

Сами понимаете, что погрешность в определении текущего места в такой ситуации очень высокая.

НО. Очень важное «но». Благодаря IRS работают основной и навигационный дисплеи. IRS дает им информацию о положении в пространстве: тангажу, крену, а также о направлении на север, курсе и вертикальной скорости. Без IRS EADI и EHSI будут мертвы.

Согласование длится от 5 до 17 минут. 5 минут – на экваторе, 17 минут – в районе южного или северного полюса. На 70-ой широте – 10 минут.

Добавить комментарий